БЕЛЯНКИН
Евгений Осипович
Лауреат литературных премий,
член Союза писателей
|
|
Родился 2 июля
1924 года в селе Зубрилово, Балашовского уезда (ныне Тамалинского
района) Пензенской области, в крестьянской семье Марии Ефимовны
и Осипа Васильевича Белянкиных.
Старинное село, живописно расположенное неподалеку от лермонтовских
Тархан на крутом берегу Хопра, воспетое в произведениях поэтов
ХVIII века и запечатленное на полотнах художника В.Э. Борисова-Мусатова,
вызывало в душе юноши немало творческих ассоциаций. Оттого с
ранних лет потянулся он к сочинительству: писал исторические
рассказы, пьесы о пограничниках. Выбор темы произведений оказался
не случайным. Неподалеку, в Сердобольском тупике, располагался
учебный пограничный отряд, в котором сын командира дивизиона
Гена Грачев слыл стихотворцем и активно подвигал школьных друзей-товарищей
к выпуску рукописного журнала.
Это была счастливая пора для Евгения Белянкина. В Зубрилове,
в бывшей усадьбе Голицыных, размещался санаторий партийных работников.
После уроков он любил бродить по аллеям старинного парка, помнившего
и самих князей, и поэтов, гостевавших тут Г.Р. Державина, И.А.
Крылова, а вечерами в зале дворца охотно смотрел фильмы.
Но вскоре настали другие времена: разразилась война с фашистской
Германией, в сельсовете открылся военный пункт подготовки, и
Евгений Белянкин, как активный осоавиахимовец, разбирал и собирал
оружие, чистил и смазывал винтовку, изучал ручную гранату и
уставы; перед зданием на площади маршировал строем с деревянными
макетами, на «полигоне» в дубовом парке преодолевал полосу препятствий
и отрабатывал на чучелах приемы штыкового боя.
В ноябре 1942 года по призыву комсомола со школьной скамьи ушел
добровольцем в армию. Был курсантом Ульяновского военного училища
связи, потом в Тамбове окончил Окружные курсы младших лейтенантов
и в мае 1944 года оказался на передовой.
В течение года воевал во 2-й стрелковой дивизии на 3-м Белорусском
фронте. Крещение свинцом принял под Минском. Участвовал в операциях
по освобождению Польши и Восточной Пруссии. Дважды был ранен.
Сначала в ноги, когда командовал пулеметным взводом и поддерживал
огнем роту штрафников в бою на Мазурских болотах; потом в шею,
когда будучи топографом полка разведывал подступы к Кенигсбергу
и участвовал в его штурме. Лечился в госпиталях Белостока и
Хайльберга.
После войны Евгений Белянкин служил в Киевском военном округе.
В городе Нежине окончил среднюю школу и получил аттестат зрелости.
Командование полка предложило ему поступать в Военную академию.
Но судьбу круто изменила дивизионная газета, опубликовавшая
его рассказ «Гунча». По совету военного журналиста Ханафа Маннапова
он решил уволиться из армии и попытать счастье в Литературном
институте имени А.М. Горького.
Однако до Москвы Евгений Белянкин не доехал. Все более осознавая
слабость своей подготовки по гуманитарным предметам, свернул
с полпути в Саратов и в августе 1946 года успешно сдал экзамены
в Институт механизации сельского хозяйства имени М.И. Калинина.
Учеба на инженера нисколько не охладила в нем страсть к литературным
занятиям. Наоборот, знакомство с тружениками села, их житейскими
заботами и производственными трудностями год от года разжигали
в нем желание рассказывать обо всем увиденном и услышанном на
страницах периодической печати. А, подружившись с драматургами
Валентином Смирновым-Ульяновским, Юрием Чепуриным, прозаиками
Иваном Падериным, Геннадием Боровиковым, стал усиленно готовиться
к поступлению в Литинститут.
«Московскую высоту» взял летом 1950 года с первой попытки. Поначалу
учился на заочном отделении и одновременно трудился в Татарии
инженером-механиком, корреспондентом казанских газет. Загруженный
до предела, урывками, по вечерам писал рассказы. А вот нащупать
свою тему, в которой был бы силен по-настоящему, и заиметь свой
голос удалось не сразу.
Найти себя в прозе Евгению Белянкину помогли сокурсники и конечно
же мудрость руководителя творческого семинара А.Д. Карцева.
Познакомившись с его страстными и боевыми статьями и репортажами
на злобу сельской жизни, опубликованными в республиканской печати,
Алексей Дмитриевич посоветовал: «Пиши о людях, среди которых
живешь и работаешь, и успех к тебе придет».
А тут неумолимо надвинулась пора подготовки диплома. Чтобы заполучить
достаточно времени для творчества, Евгений Белянкин, к удивлению
многих, перевелся на очное отделение. Плотно засел за роман
«Вислый камень» и стал рисовать быт и нравы послевоенной деревни,
мужскую дружбу механизаторов и их борьбу за рентабельность колхозов,
переустройство машинно-тракторных станций.
В 1958 году «Вислый камень» вышел в свет в издательстве «Советская
Россия». Произведение получило широкий отклик в прессе, на радио
и телевидении, а его автора «как одаренного литератора, обладающего
и необходимой степенью литературного умения, и знающего народную
жизнь», приняли в Союз писателей СССР.
В 60-е годы Евгений Белянкин, уверенно войдя в ряд писателей-«деревенщиков»,
продолжал разрабатывать тему своей малой родины. Из-под его
пера вышли романы: «Садыя» (1960), «Женщина с историей» (1964),
«Генерал коммуны» (1969).
В 70—80-е годы, как бы вспомнив увлечение юности, Евгений Белянкин
зачастил в командировки на границу. В результате не только круто
изменил тематику своих произведений, но и их форму. В короткий
срок создал динамичные приключенческие романы о воинах границы:
«Застава» (1977), «Девятый вал» (1984), «Схватка у Красных Камней»
(1989), пьесу «Застава в ружье» и сборник очерков «Пограничная
вахта».
90-е годы, неузнаваемо изменившие облик России, характер и поступки
людей, наложили свой отпечаток и на творчество писателя. В это
время он написал остросюжетные романы «Короли преступного мира»
(1995), «Империя контрабандистов» (1995), «Киллеры и соблазнительница
мужчин» (1996), «Русские ганстеры» (1996).
Свято храня в душе память о старшем брате Николае, погибшем
в Крыму в 1942 году, Е. Белянкин создает в 1996 году роман «Оборона
Севастополя». Эта книга — серьезное и многогранное художественное
осмысление Евгением Белянкиным событий в Севастополе 1941—1942
годов, борьбы советского народа против агрессора. Автор выпукло
и зримо нарисовал образы красноармейцев и солдат вермахта, подвиги
Форосской пограничной заставы лейтенанта Терлецкого и эскадрильи
капитана Хрусталева, действия командующего Приморской армией
генерала Петрова и замыслы генерала фон Манштейна. Под грохот
бомбежек влюбляются и расстаются, дружат и предают, сражаются
до последней капли крови и дерутся между собой мародерствующие
своры. Романтические встречи, интриги высшего начальства, хитросплетения
русской и немецкой разведки, столкновение двух противоборствующих
армий — все это, собранное в единое целое, легло в основу исследования,
которое по праву стало в ряд с произведениями М. Филиппова «Осажденный
Севастополь» и С. Сергеева-Ценского «Севастопольская страда».
Командование Военно-Морского Флота прислало писателю благодарность
за «личный вклад в дело становления государственности великой
России», а Коллегия Федеральной пограничной службы России в
1997 году наградила автора «Обороны Севастополя» специальной
премией «Золотой венец границы».
В последние годы из-под пера писателя вышли книги «Как стать
талантливым на пути к успеху и богатству» (2000), «Блудный старец
Гришка Распутин» (2001), «Тайная свадьба императрицы» (2001).
Заслуги писателя в годы Великой Отечественной войны отмечены
орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды,
медалями. Он — член Союза писателей с 1959 года, член Международной
ассоциации писателей баталистов и маринистов. Ныне занимается
наставничеством, ведет студию творческого развития.
... У Евгения Белянкина немало заповедных уголков на просторах
нашей земли, куда, истосковавшись, он наезжает время от времени.
Но каждое лето, как бы ни был занят, обязательно наведывается
в родное Зубрилово, где с удовольствием купается с ребятами
и друзьями в спокойных водах Хопра, гуляет по лесным тропам,
по старинному парку мимо полуразрушенного дуба, под которым,
по преданию, Иван Андреевич Крылов писал свои басни, посумерничает
с односельчанами, побеседует с учениками в школе, библиотеке
и почувствует, что жизнь прекрасна и удивительна. И снова его
неумолимо потянет к письменному столу, к новым рукописям.
Живет и работает в Москве.
|