ФЕДОРОВ Иван Евграфович

ФЕДОРОВ
Иван Евграфович

Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР












 

 

Родился 23 февраля 1914 года в селе Харьков Харьковской области, в семье крестьянина. Отец - Федоров Евграф Васильевич (1897 - 1962), участник Гражданской войны, воевал в 1-й Конной армии. Мать - Денисова Надежда Ивановна (1897 - 1960). Супруга - Федорова (Николаева) Анна Алексеевна (1933 г. рожд.).

Иван был старшим в большой семье. Приходилось много трудиться, помогая семье выжить. Учиться приходилось урывками. И все-таки семилетку окончил и поступил в ФЗО при Луганском паровозостроительном заводе имени Октябрьской Революции. Трудился слесарем-инструментальщиком-лекальщиком, затем более года - помощником машиниста на паровозе и, наконец, машинистом.

В начале 1930-х годов по всей стране звучал призыв: "Комсомольцы - в авиацию!". Увидев как-то самолет в небе, Иван стал усиленно заниматься спортом, причем многими видами, выполнил норматив мастера спорта по боксу. День ото дня все больше разгоралась его мечта стать летчиком. Так он оказался в планерном кружке. Молодые парни под руководством инструктора Петра Тимофеевича Стефановского построили планер, отвезли его в Коктебель. На нем-то Иван Федоров и совершил свой первый полет.

В 1933 году Иван завершает обучение в школе военных пилотов, получает звание лейтенанта и становится инструктором. Вскоре он направляется в 96-ю истребительную авиационную бригаду. Там совершенствует летное мастерство. Тогда же женится на Анне Артемовне Бабенко (1914-1988). Иван обучает Анну летному делу. С ней, участницей Великой Отечественной войны, он прожил до ее кончины.

В июле 1936 года в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж. Вовсю полыхала национально-революционная война. Иван Федоров пишет многочисленные рапорты с просьбой отправить его добровольцем, но они остаются без ответа.

Однажды ему представился случай. После первомайского воздушного парада в Москве в 1937 году, в котором участвовал и Федоров, лучшие пилоты были приглашены на прием в Кремль. От имени своих товарищей Иван Федоров обратился к Маршалу Советского Союза Ворошилову с просьбой направить его и однополчан в Испанию и был услышан.

Почти год Федоров принимал участие в боях в испанском небе. За это время он сбил 11 самолетов, был дважды ранен, но всегда благополучно возвращался на базу. В 1938 году он вернулся на Родину и в Кремле ему вручили два ордена Красного Знамени. Из Москвы вновь направляется в свою 69-ю авиабригаду.

Далее Ивану Евграфовичу довелось участвовать в боях на Хасане, Халхин-Голе, в войне с Финляндией, побывать в командировках в Китае, других странах.

Великая Отечественная война застала летчика-испытателя в Горьком. Там он поднимал в небо новые самолеты, созданные авиаконструктором Семеном Алексеевичем Лавочкиным. Федоров пишет рапорты, просит отправить его на фронт, но получает категорический отказ. И тогда Федоров решается на лихой поступок. В июне 1942 года на истребителе Лагг-3, который испытывал, он улетает на Калининский фронт. Правда, по рации сообщает руководству авиационного завода: "Ждите по окончании войны, если уцелею".

Самолет посадил на аэродром, где в это время находился командующий 3-й воздушной армией генерал Михаил Михайлович Громов, который знал Федорова.

Вскоре старшему инструктору по технике пилотирования майору Федорову командующий 3-й воздушной армией приказал создать особый авиационный полк из 42 летчиков-истребителей высшего класса. За годы существования этого полка ими было сбито значительное количество самолетов противника.

Победу в Великой Отечественной войне полковник Федоров встречает на Ленинградском фронте командиром 273-й Гомельской истребительной авиационной дивизии. К двум орденам Красного Знамени прибавилось еще семь боевых наград.

Прилетев в Москву, он встречается с авиаконструктором С.А. Лавочкиным. "Вот и попался, беглец, - такими были первые слова знаменитого конструктора, истребители которого наводили страх на немецких летчиков. - Завтра же идем к наркому авиационной промышленности".

И вновь летчик-испытатель поднимает в небо всё новые и новые самолеты конструкторского бюро Лавочкина. "Мне, - часто говорил он в ту пору, - нравится работа летчика-испытателя. В каждом полете есть что-то новое, один полет не похож на другой. Ни в какой сфере деятельности невозможно получить столь острые ощущения, как в испытательных полетах. Мне всегда хотелось порадовать свою Родину новым самолетом, созданным великим конструктором и испытанным мною..."

5 марта 1948 года за выдающееся летное мастерство, проявленное при испытании новых типов самолетов, и за освоение высоких скоростей полета Президиум Верховного Совета СССР присвоил Ивану Евграфовичу Федорову звание Героя Советского Союза. Это было третье представление Федорова к высокому званию. Первое - в годы сражения в испанском небе. Второе - в период Великой Отечественной. И только третье представление, возможно, вобравшее в себя и предыдущие, было реализовано.

До 1954 года Федоров продолжает испытывать новые самолеты. В Свидетельстве заслуженного летчика-испытателя за подписью М.М. Громова значится: "Разрешены полеты на всех типах современных серийных и опытных самолетов днем и ночью... Допущен к полетам на самолетах современных типов в сложных метеоусловиях".

Федоров первым испытал Ла-160 со стреловидным крылом в 35 градусов. Затем он первым же услышал звук двигателя нового самолета Ла-176 со стреловидностью уже в 45 градусов. Случилось это 26 декабря 1948 года, когда был преодолен звуковой барьер. У Федорова на испытании скапливалось до 10 самолетов, порой совершенно различной конструкции. Семен Алексеевич Лавочкин спрашивал Ивана Евграфовича: "А скажи, пожалуйста, где ты больше проводишь времени: в небе или на земле?" Полушутливый вопрос был не случаен. В отдельные дни летчик-испытатель поднимался в воздух по нескольку раз. И хотя продолжительность некоторых полетов исчислялась минутами, общий налет составлял в день 5-6 часов.

В 1954 году после окончания летной службы Федоров был направлен в Министерство иностранных дел. Около года работал заведующим редакцией журнала "Международная жизнь", а затем без малого 20 лет был заведующим вторым отделом МИД СССР.

Выйдя в 1974 году на пенсию, Иван Евграфович работал на общественных началах в министерстве. Он часто встречался с молодежью. Ему было что вспомнить: о встречах с крупными государственными и военными деятелями: И.В. Сталиным, К.Е. Ворошиловым, А.И. Шахуриным, М.М. Громовым, С.А. Лавочкиным...

Герой Советского союза Иван Евграфович Федоров награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, шестью орденами Отечественной войны I степени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями, в том числе "За боевые заслуги". Удостоен многих орденов и медалей иностранных государств.

Свободное время проводит за партией в шахматы, любит почитать книгу, послушать народные песни, а летом покопаться в земле на даче.

Живет в Москве.


© Международный Объединенный Биографический Центр  

 
Сайт создан в системе uCoz