Родился 23 февраля
1914 года в селе Харьков Харьковской области, в семье крестьянина.
Отец - Федоров Евграф Васильевич (1897 - 1962), участник Гражданской
войны, воевал в 1-й Конной армии. Мать - Денисова Надежда Ивановна
(1897 - 1960). Супруга - Федорова (Николаева) Анна Алексеевна
(1933 г. рожд.).
Иван был старшим в большой семье. Приходилось
много трудиться, помогая семье выжить. Учиться приходилось урывками.
И все-таки семилетку окончил и поступил в ФЗО при Луганском
паровозостроительном заводе имени Октябрьской Революции. Трудился
слесарем-инструментальщиком-лекальщиком, затем более года -
помощником машиниста на паровозе и, наконец, машинистом.
В начале 1930-х годов по всей стране звучал
призыв: "Комсомольцы - в авиацию!". Увидев как-то
самолет в небе, Иван стал усиленно заниматься спортом, причем
многими видами, выполнил норматив мастера спорта по боксу. День
ото дня все больше разгоралась его мечта стать летчиком. Так
он оказался в планерном кружке. Молодые парни под руководством
инструктора Петра Тимофеевича Стефановского построили планер,
отвезли его в Коктебель. На нем-то Иван Федоров и совершил свой
первый полет.
В 1933 году Иван завершает обучение в школе
военных пилотов, получает звание лейтенанта и становится инструктором.
Вскоре он направляется в 96-ю истребительную авиационную бригаду.
Там совершенствует летное мастерство. Тогда же женится на Анне
Артемовне Бабенко (1914-1988). Иван обучает Анну летному делу.
С ней, участницей Великой Отечественной войны, он прожил до
ее кончины.
В июле 1936 года в Испании вспыхнул военно-фашистский
мятеж. Вовсю полыхала национально-революционная война. Иван
Федоров пишет многочисленные рапорты с просьбой отправить его
добровольцем, но они остаются без ответа.
Однажды ему представился случай. После первомайского
воздушного парада в Москве в 1937 году, в котором участвовал
и Федоров, лучшие пилоты были приглашены на прием в Кремль.
От имени своих товарищей Иван Федоров обратился к Маршалу Советского
Союза Ворошилову с просьбой направить его и однополчан в Испанию
и был услышан.
Почти год Федоров принимал участие в боях в
испанском небе. За это время он сбил 11 самолетов, был дважды
ранен, но всегда благополучно возвращался на базу. В 1938 году
он вернулся на Родину и в Кремле ему вручили два ордена Красного
Знамени. Из Москвы вновь направляется в свою 69-ю авиабригаду.
Далее Ивану Евграфовичу довелось участвовать
в боях на Хасане, Халхин-Голе, в войне с Финляндией, побывать
в командировках в Китае, других странах.
Великая Отечественная война застала летчика-испытателя
в Горьком. Там он поднимал в небо новые самолеты, созданные
авиаконструктором Семеном Алексеевичем Лавочкиным. Федоров пишет
рапорты, просит отправить его на фронт, но получает категорический
отказ. И тогда Федоров решается на лихой поступок. В июне 1942
года на истребителе Лагг-3, который испытывал, он улетает на
Калининский фронт. Правда, по рации сообщает руководству авиационного
завода: "Ждите по окончании войны, если уцелею".
Самолет посадил на аэродром, где в это время
находился командующий 3-й воздушной армией генерал Михаил Михайлович
Громов, который знал Федорова.
Вскоре старшему инструктору по технике пилотирования
майору Федорову командующий 3-й воздушной армией приказал создать
особый авиационный полк из 42 летчиков-истребителей высшего
класса. За годы существования этого полка ими было сбито значительное
количество самолетов противника.
Победу в Великой Отечественной войне полковник
Федоров встречает на Ленинградском фронте командиром 273-й Гомельской
истребительной авиационной дивизии. К двум орденам Красного
Знамени прибавилось еще семь боевых наград.
Прилетев в Москву, он встречается с авиаконструктором
С.А. Лавочкиным. "Вот и попался, беглец, - такими были
первые слова знаменитого конструктора, истребители которого
наводили страх на немецких летчиков. - Завтра же идем к наркому
авиационной промышленности".
И вновь летчик-испытатель поднимает в небо
всё новые и новые самолеты конструкторского бюро Лавочкина.
"Мне, - часто говорил он в ту пору, - нравится работа летчика-испытателя.
В каждом полете есть что-то новое, один полет не похож на другой.
Ни в какой сфере деятельности невозможно получить столь острые
ощущения, как в испытательных полетах. Мне всегда хотелось порадовать
свою Родину новым самолетом, созданным великим конструктором
и испытанным мною..."
5 марта 1948 года за выдающееся летное мастерство,
проявленное при испытании новых типов самолетов, и за освоение
высоких скоростей полета Президиум Верховного Совета СССР присвоил
Ивану Евграфовичу Федорову звание Героя Советского Союза. Это
было третье представление Федорова к высокому званию. Первое
- в годы сражения в испанском небе. Второе - в период Великой
Отечественной. И только третье представление, возможно, вобравшее
в себя и предыдущие, было реализовано.
До 1954 года Федоров продолжает испытывать
новые самолеты. В Свидетельстве заслуженного летчика-испытателя
за подписью М.М. Громова значится: "Разрешены полеты на
всех типах современных серийных и опытных самолетов днем и ночью...
Допущен к полетам на самолетах современных типов в сложных метеоусловиях".
Федоров первым испытал Ла-160 со стреловидным
крылом в 35 градусов. Затем он первым же услышал звук двигателя
нового самолета Ла-176 со стреловидностью уже в 45 градусов.
Случилось это 26 декабря 1948 года, когда был преодолен звуковой
барьер. У Федорова на испытании скапливалось до 10 самолетов,
порой совершенно различной конструкции. Семен Алексеевич Лавочкин
спрашивал Ивана Евграфовича: "А скажи, пожалуйста, где
ты больше проводишь времени: в небе или на земле?" Полушутливый
вопрос был не случаен. В отдельные дни летчик-испытатель поднимался
в воздух по нескольку раз. И хотя продолжительность некоторых
полетов исчислялась минутами, общий налет составлял в день 5-6
часов.
В 1954 году после окончания летной службы Федоров
был направлен в Министерство иностранных дел. Около года работал
заведующим редакцией журнала "Международная жизнь",
а затем без малого 20 лет был заведующим вторым отделом МИД
СССР.
Выйдя в 1974 году на пенсию, Иван Евграфович
работал на общественных началах в министерстве. Он часто встречался
с молодежью. Ему было что вспомнить: о встречах с крупными государственными
и военными деятелями: И.В. Сталиным, К.Е. Ворошиловым, А.И.
Шахуриным, М.М. Громовым, С.А. Лавочкиным...
Герой Советского союза Иван Евграфович Федоров
награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени,
орденом Александра Невского, шестью орденами Отечественной войны
I степени, орденами Отечественной войны II степени, Красной
Звезды, медалями, в том числе "За боевые заслуги".
Удостоен многих орденов и медалей иностранных государств.
Свободное время проводит за партией в шахматы,
любит почитать книгу, послушать народные песни, а летом покопаться
в земле на даче.
Живет в Москве.