ХРИСТЕНКО Василий Тимофеевич

ХРИСТЕНКО
Василий Тимофеевич

Герой Социалистического труда, полный кавалер ордена Славы












 

 

Родился 12 апреля 1925 года в селе Большая Михайловка Кировского района Карагандинской области. Отец — Христенко Тимофей Васильевич, фельдшер, участник Первой мировой и Гражданской войн. Мать — Христенко Устинья Григорьевна, крестьянка. Супруга — Христенко Ангелина Дмитриевна. Сыновья: Владимир Васильевич и Юрий Васильевич, оба умерли.

Еще с детства Василий отличался от своих сверстников тем, что не любил ничего делать плохо. Это стало чертой его характера и отложило свой добрый отпечаток на всю жизнь.

В школе он во всех классах учился прилежно, был отличником. В то же время задавал тон в спорте: занимался гимнастикой, часами гонял с друзьями в футбол, зимой подолгу не сходил с лыжни.

Когда началась Великая Отечественная война, Василий подгонял себя — успеть бы на фронт до ее окончания. Призвали его 21 января 1943 года. Из рудника Майкаин-Золото, куда родители переехали до войны, призывников направили на сборный пункт в Павлодар. Отец, едва сдерживая себя — не первого из близких провожал, — сказал: «Сынок, воюй честно, но умно и помни — на войне убивают».

Из Павлодара путь лежал в Семипалатинск. Там предстояло учиться в военно-пехотном училище. Но собравшимся тогда в стенах этого учебного заведения дойти до выпуска не удалось. Фронтовые части нуждались в срочном пополнении. В мае—июне 1943 года уехали на фронт первые партии курсантов. Тех, кто, подобно Василию Христенко, учился с особой прилежностью, оставили в училище. Их предполагалось все же выпустить командирами. Но в августе 1943 года на фронт уехало почти все училище.

Василий попал в 53-ю стрелковую дивизию, которая формировалась под Воронежем. Ему и его сокурсникам присвоили сержантские звания. После формирования дивизия маршем направилась к Днепру. Там ожидалось крупное сражение.

И настал этот час — час битвы за Днепр. Для Христенко в переправе через эту реку ничего особенного не оказалось. Перебрались без особых трудностей. А вот на другом берегу уже началось несусветное. Едва сделали несколько коротких бросков вперед, начали рваться мины. Потом последовал шквал артиллерийского огня.

Христенко в детстве рисовал войну. Но у него никак не получался взрыв. Как-то неестественно выглядел. А тут, когда начали рваться снаряды, прояснение наступило, пришло понимание, как надо рисовать взрыв.

В какое-то мгновение заглядевшийся Христенко почувствовал неожиданный толчок в спину. И раздался грозный окрик старшины: «Ты что, дурень, уставился? Окапывайся!»

В том бою наши воины дважды успешно отбивали яростные атаки фашистов. Потом отошли к берегу Днепра. К ночи заговорил с какого-то дерева немецкий динамик.

«Бери, Василий, несколько человек и вперед, — приказал командир роты. — Надо этот фашистский голос унять».

Отыскал Христенко то дерево. Шарахнул вверх по нему из автомата. Вместе с динамиком свалился сверху живой немец. Этот был первый из тех «языков», которых зачислят на счет будущего разведчика.

Но прежде чем ему, пулеметчику, стать разведчиком, он пройдет через несколько операций в госпитале: осколок войдет в него в 2-3 миллиметрах от позвоночника.

Едва оклемался Христенко в госпитале, тут же стал проситься на фронт. Не тут-то было, не стали даже слушать — надо долечиваться... А тут как раз отправлялась на фронт очередная маршевая рота. Пристроился Василий к ней и попал в 62-ю дивизию. А там без расспросов зачислили его в разведывательное подразделение.

Первый поиск прошел с немалыми приключениями. Но все же разведчики доставили «языка». Во второй поиск Христенко уже шел старшим группы. И опять удача. Снова возвратились с «языком». Тот говорливым оказался, многое прояснил. На второй день началось наступление 62-й дивизии.

И еще было несколько удач. А потом Христенко уже в Молдавии вновь получил ранение. И опять Василий из госпиталя вместе с сержантом Михаилом Лихачевым сбежал досрочно. Тот и привел его в свой 5-й гвардейский танковый корпус. Здесь Василий Христенко стал командиром бронетранспортера 80-го отдельного мотоциклетного батальона. Здесь и предстояло в полную силу развернуться его боевой славе.

Было это уже на территории Венгрии. Тогда в районе города Комади Василий Христенко находился на наблюдательном пункте. Этот пункт подвергся нападению превосходящих сил противника. Христенко не спасовал в бою, лично сам уничтожил около 10 вражеских пехотинцев, отстоял в бою НП. За этот подвиг он был удостоен ордена Славы III степени.

Более значительный подвиг совершил Василий Христенко на земле Чехословакии. Тогда командир разведбата майор Гусев получил задачу самостоятельно наступать на город Левицы и к утру им овладеть. Комбат поставил во главе колонны два оставшихся танка, за ними — роту бронетранспортеров, потом — броневички, мотоциклы. Колонна получилась внушительная. Фашисты дрогнули перед ней, бросили все, что мешало бежать.
В этом бою Василий Христенко со своим экипажем уничтожил 12 фашистов. Лично подавил огневую точку противника, захватил в плен двух солдат и фашистского офицера. Наградой ему стал орден Славы II степени.

Достойно проявил себя сержант Василий Тимофеевич Христенко и в заключительные месяцы войны. Со своим экипажем 23—24 марта 1945 года в районе венгерского населенного пункта Сенгал уничтожил свыше 10 пехотинцев и взял в плен шесть вражеских солдат и офицера. Довелось сибиряку повоевать и на территории Австрии. 20 апреля 1945 года, действуя в разведке в составе экипажа в районе деревни Пайсдорф, вступил в бой с противником, подавил пулеметную точку противника и взял в плен трех вражеских солдат. Эти его подвиги отмечены орденом Славы I степени.

И еще одна война вписалась в его биографию — против милитаристской Японии. Позднее он назовет ее прогулкой по сравнению с Великой Отечественной войной.

В 1946 году Василий Тимофеевич Христенко вернулся на родную алтайскую землю. И сразу началась напряженная и активная жизнь. Работал и учился. Все годы как на переднем крае.

Окончил юридический институт (1946—1950). Был следователем прокуратуры, прокурором Топчихинского района, секретарем райкома партии Володарской зоны МТС, вторым секретарем райкома, первым секретарем Змеиногорского горкома партии (1950—1962), председателем Алейского райисполкома (1963—1964), первым секретарем Шипуновского райкома партии (1964—1979). Фронтовики, ветераны до сих пор помнят, с каким уважением он относился к ним. По его предложению в Шипуновском районе соорудили аллею Героев. Позднее такие же бюсты установили во всех районах, где были Герои войны и труда.

В 1979 году В.Т. Христенко стал первым заместителем исполкома Алтайского краевого Совета народных депутатов. В 1989 году ушел на пенсию.

В декабре 1972 года за выдающиеся заслуги ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. В настоящее время он — председатель Алтайского краевого комитета ветеранов войны и военной службы. Является автором книги «Записки фронтового разведчика» (1989—1995), соавтором трехтомника «Живая память» (1995).

Герой Социалистического Труда и полный кавалер ордена Славы, В.Т. Христенко награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Дружбы, многими медалями. Он является почетным гражданином Алтайского края (1997), почетным профессором Алтайского политехнического университета (1999).

Влюблен в природу родного края. В детстве летом увлекался охотой на дроф, зимой на куропаток. Заядлый ягодник.
Живет в Барнауле.


© Международный Объединенный Биографический Центр  

 
Сайт создан в системе uCoz