Родился 1 февраля
1923 года в деревне Моговка Шаблыкинского района Орловской области.
Отец - Леонов Антон Федорович (1897-1982). Мать - Леонова Пелагея
Мироновна (1899-1936). Супруга - Леонова Нина Васильевна (1925
г. рожд.). Дочери: Леонова Анна Ивановна (1947 г. рожд.), Леонова
Нина Ивановна (1966 г. рожд.). Помимо двух своих дочерей Иван
Антонович и его супруга Нина Васильевна воспитали еще пятерых
приемных детей, родители которых погибли на войне.
В 1938 году окончил 7 классов Молодовской неполной
средней школы и поступил в ФЗУ в городе Брянске. Одновременно
учился в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Окончив в 1940 году
ФЗУ и аэроклуб, работал в депо Брянск-1, затем на заводе "Красный
Профинтерн" города Бежица. В апреле 1941 года Иван Леонов
поступил в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации
и, окончив ее по ускоренному курсу, был направлен на Забайкальский
фронт в 56-й истребительный полк, дислоцировавшийся в Монголии.
В 1942 году, переучившись на самолет ЛаГГ-3
в Подмосковье, Леонов совершил 10 боевых вылетов.
За время войны Ивана Леонова трижды считали
погибшим. Первый раз это случилось в апреле 1942 года под Москвой.
Юный выпускник Армавирской школы пилотов вылетел на свое первое
боевое задание на истребителе ЛаГГ-3, прикрывая наши бомбардировщики.
В том бою Иван Леонов сбил свой первый вражеский самолет Ю-88.
Когда возвращались, командир звена по радио передал новичку,
что его самолет горит. Леонов попытался сбить пламя - безрезультатно.
Командир приказал прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось
лишь метрах в трехстах от земли. Получился невольный затяжной
прыжок. При приземлении он сильно подвернул ногу. Местные мальчишки
на руках отнесли летчика в село. Старушка-знахарка, которую
привел председатель колхоза, вправила вывих. Через несколько
дней Леонов возвратился на аэродром. К тому времени его уже
считали погибшим, решив, что парашют так и не раскрылся.
Вскоре И.А. Леонов был направлен в город Арзамас
для переучивания на самолет Ла-5. По окончании учебы он прибыл
в город Щигры на Орловско-Курской дуге. Сопровождая штурмовики
Ил-2 и бомбардировщик Пе-2, Леонов совершил 50 боевых вылетов.
За это время он записал на свой счет 7 самолетов противника,
в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в групповом бою. 15 июля
1943 года в воздушном бою он получил тяжелое ранение.
В тот день он и его ведущий старший лейтенант
Шестак возвращались с аэрофоторазведки и нарвались на группу
"фоккеров". Во время неравного боя ведущий и ведомый
потеряли друг друга из виду. Четверка "фоккеров" взяла
самолет Леонова в "клещи". Уходя от прицельного огня,
он бросал истребитель из стороны в сторону и вдруг почувствовал,
что левое плечо занемело. Посмотрел на руку: она безжизненно
свалилась с сектора газа, плетью повиснув вдоль сиденья, залитого
кровью. Объятый пламенем самолет стал неуправляем и вошел в
штопор. Иван почувствовал, что теряет сознание, но самолет сумел
покинуть.
Очнулся через минуту-другую на высоте примерно
1000 метров. Вокруг царила тишина, и только легонько шуршал
парашют. Немецкие летчики решили добить его. Они изрешетили
парашют, но не попали. Он приземлился на нейтральной полосе,
в заросший кувшинками и тиной сельский пруд. И это спасло ему
жизнь, поскольку пробитый парашют на последних сотнях метров
почти не тормозил падение. Иван снова потерял сознание и лишь
намного позже узнал обстоятельства своего спасения. Оказалось,
что неподалеку от него приземлился один из сбитых вражеских
летчиков, и фашисты с передовой пытались его вытащить. Одновременно
на помощь Леонову поспешили наши бойцы. Между поисковыми группами
завязался бой, в результате которого противник был отброшен,
а Леонова в бессознательном состоянии вытащили из пруда и доставили
в расположение советских войск.
Пока довезли до медсанбата, а оттуда - до полевого
госпиталя, развилась газовая гангрена в руке, и ее пришлось
ампутировать по самое плечо. Много месяцев провел Иван Леонов
в госпитале. Снаряд, перебивший руку, раздробил бронеспинку
сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили легкое.
Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а двенадцать -
до сих пор носит в себе фронтовик.
Месяцы, проведенные в госпитале, Леонов не
терял даром. Он хотел летать, однако управлять самолетом без
руки еще не удавалось никому. Его направили на корректировочный
пост 1-й воздушной армии, которой командовал прославленный летчик
Михаил Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Иван
попросился летать. Громов опешил: "Ты же однорукий!"
Леонов отрезал: "Был бы двурукий, Вас не просил бы".
Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в
штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм
распорядился выделить ему для тренировок самолет По-2, а через
пять суток устроить экзамен.
Еще в госпитале Иван разработал несколько приспособлений
для управления сектором газа без левой руки. Из тонкого листа
алюминия смастерили наплечник, приделали к нему шарнир, подсоединяющийся
к ручке сектора газа. В тот же день Леонов впервые взлетел после
долгого перерыва. И началась боевая работа, правда, теперь уже
на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й воздушной армии: доставка
печати на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл
врага к партизанам. Этот период боевой истории И.А. Леонова
подробно описан в книге командующего 1-й воздушной армией генерала
М.М. Громова "На земле и в небе".
В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского
тыла на небольшой высоте, Леонов попал под обстрел фашистских
автоматчиков и был ранен в ногу. Чувствуя, что теряет сознание,
Иван посадил самолет на поле сразу за передовой. Наши бойцы
на танке отвезли летчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.
В полку его какое-то время считали погибшим.
Именно в те дни в дивизию пришла выписка из Указа Президиума
Верховного Совета СССР о присвоении Леонову звания Героя Советского
Союза. И кто-то из штабистов на бумаге начертал резолюцию: "Награда
не вручена в связи с гибелью". Однако все это выяснилось
лишь через полвека. Указом Президента РФ от 16 февраля 1995
года И.А. Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.
После ранения в ногу Леонов выбыл из летного
состава. Его перевели на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного
полка.
В 1946 году он был демобилизован. Работал в
системе "Трудовые резервы" воспитателем, директором
ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил И.А. Леонова на работу в
Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись
в родные места, Леонов увлекся мотоциклетным спортом и, несмотря
на отсутствие руки, занимал призовые места на чемпионатах области
по мотокроссу. Позднее стал судьей республиканской категории
по этому виду спорта.
После переезда в город Бежицу И.А. Леонов снова
работал в "Трудовых резервах" (1950-1966). В 1959
году окончил Минский педагогический институт. С 14 декабря 1966
по 1 октября 1980 года работал в ДОСААФ преподавателем правил
дорожного движения и устройства автомобиля. Впоследствии стал
начальником областного автоклуба. В дальнейшем он вновь сменил
местожительство, переехав в город Щекино, где преподавал в школе
ДОСААФ. В последние годы преподавал в Тульском автотранспортном
техникуме.
И.А. Леонов долгие годы работал в Брянске директором
в специальном ремесленном училище (детдоме). Ведет активную
воспитательно-патриотическую работу с молодежью, систематически
выступает в институтах, школах, воинских частях, на предприятиях,
в средствах массовой информации. Он - член Тульского областного
и городского Совета ветеранов войны и труда Вооруженных Сил
и правоохранительных органов.
Герой Российской Федерации И.А. Леонов награжден
тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны
I степени, медалью "За отвагу", "За оборону Москвы",
"За взятие Кенигсберга", многими другими медалями.
Он - почетный гражданин Шаблыкинского района Орловской области,
почетный член РОСТО. За уникальный подвиг и участие в боях на
истребителях с одной рукой занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Именем летчика И.А. Леонова названы улицы в городе Орле и одном
из поселков в Шаблыкинском районе.
Экспозиции, посвященные подвигу Героя Российской
Федерации И.А. Леонова, созданы в ряде музеев Тульской, Брянской,
Курской областей, в музее Войск ПВО и музее Армавирского института
летчиков. Его имя занесено в энциклопедию "Писатели на
пороге ХХI века" (т.2, с.102).
И.А. Леонов - член Союза писателей. Его перу
принадлежат книга "Назван человеком из Легенды" (1998,1999)
и сборник "Поэмы и стихи"(1999). О нем самом написано
пять книг: "В небе над Курском"(Воронеж, 1989), "Первый
выпуск Армавирской школы" (М. Тегенев, Краснодар, 1983),
"Земля Пересвета" (В. Роднов, Приупское издательство,
1984), "Колокол на Долгом лугу" (В. Овчинников, М.:
Молодая Гвардия, 1989), "Десна" (В. Роднов, Брянск,
1995).
Заядлый автолюбитель. Пишет книги воспоминаний,
повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством
Живет в Туле.