ПЕРОВ
Виктор Михайлович
Заслуженный полярный летчик,
кавалер высшей награды Бельгии - ордена Короля Леопольда Второго
|
|
Родился 14 ноября
1917 года в городе Чарджоу в Туркмении. Отец — Перов Михаил
Гаврилович (1896—1936), многие годы был занят на ответственной
партийной и советской работе, в том числе в Москве; в последние
годы занимал пост заместителя начальника Дальстроя. Погиб в
авиакатастрофе. Мать — Перова Клавдия Сергеевна (1900—1936).
Супруга — Ираида Васильевна (1921—1990). Сыновья: Андрей Викторович
(1941 г. рожд.), Михаил Викторович (1946 г. рожд.).
Раннее детство Виктора Перова прошло в Средней Азии — в Ташкенте
и в Иране. В 1927 году отца перевели на работу в Москву, где
и началась авиационная биография Виктора Михайловича, так же
как и у тысячей юношей и девушек довоенных лет: планерная школа,
аэроклуб, 2-я военная школа летчиков в Борисоглебске, которую
Виктор Перов окончил в 1938 году и получил назначение в 21-й
истребительный авиаполк Белорусского Особого военного округа,
в Оршу.
В 1940 году полк был переведен в Латвию, на аэродром города
Риги, где на рассвете 22 июня 1941 года эскадрилья В. Перова
на стареньких И-16 встретила первый день войны. После первого
воздушного боя, не дотянув до аэродрома, самолет упал в овраг.
Виктор легко отделался, через пять дней летал с еще не снятыми
швами на лбу.
Отступать пришлось от самой западной границы, постоянно теряя
в тяжелых, неравных боях друзей-однополчан. И каждый воздушный
бой велся с превосходящим противником.
Под Псковом при взлете с аэродрома самолет лейтенанта Перова
был сбит. Пули «мессера», атаковавшего сзади, буквально прошили
истребитель. Две из них попали в левую ногу Перова. Начался
пожар. Бензобак на И-16 расположен сразу за приборной доской,
и пламя заполнило кабину.
«Я прекрасно понимал, что шансов спастись у меня практически
не было, — вспоминает Виктор Михайлович. — Высота чуть больше
30 метров. Если и выпрыгну — парашют не успеет раскрыться. Враз
разобьюсь.
Выхода не было, сгорать заживо в кабине своего самолета мне
не хотелось, и я пытался покинуть его. Задыхаясь в черном дыму,
валившим из кабины вместе с языками пламени, я левой рукой нащупал
кольцо парашюта, дернул. Конечно, это было чудо, что под встречным
потоком воздуха парашют раскрылся и буквально выдернул меня
из полыхающей кабины. Я даже не успел опомниться, как оказался
на земле — на краю деревни Карамышево. Недалеко упал и мой самолет,
горевший мощным костром».
После длительного лечения ран и обширных ожогов в госпитале
города Горький, лейтенант Перов получил назначение в 27-й запасной
авиаполк Архангельского военного округа, в Учебный центр в городе
Кадникове, где первую военную зиму работал летчиком-инструктором
на английских самолетах «Харрикейн» и американских «Киттихаук»
и «Аэрокобра», поставляемых северными конвоями союзников.
Виктор Перов усердно готовился к боевой работе и не подозревал,
что его пошлют не на фронт, а на перегонку самолетов с Аляски
в Красноярск.
Летом 1942 года летчик Перов попал в Иваново в формирующуюся
полковником И.П. Мазуруком, известным полярным летчиком, Героем
Советского Союза, перегоночную авиадивизию, и был назначен в
Якутск командиром авиаэскадрильи 4-го перегоночного авиаполка
Красноярской воздушной трассы, протянувшейся на 6,5 тысяч километров
с Аляски через Берингов пролив над самыми суровыми и необжитыми
на планете местами. Воздушный мост стал настоящим испытательным
полигоном и для крылатых машин, и для людей. Ведь никто в мире
ничего подобного не делал. В тесной кабине, мало спасающей от
50-градусного мороза, в не приспособленных к длительным перелетам
истребителях приходилось преодолевать огромные расстояния, прекрасно
понимая, что в случае чего на вынужденную посадку идти некуда.
Первую партию американских «Киттихауков» эскадрилья Виктора
Перова пригнала в Красноярск 16 ноября 1942 года. Фронт стал
получать и так необходимые истребители и бомбардировщики Б-25
«Митчелл» и А-20 «Бостон». Всего из США перегнали более 8 тысяч
самолетов, которых хватило на оснащение 250 боевых полков. Более
300 истребителей перегнал капитан Перов.
Именно трасса определила дальнейший авиационный жизненный путь
Виктора Михайловича и привела его в победном 1945 году в полярную
авиацию Главсевморпути, в Московскую авиагруппу особого назначения
командиром самолета Ли-2.
Началась новая интересная жизнь. В 1950 году принято решение
об открытии в просторах Арктики дрейфующей научной станции «Северный
полюс-2». Полеты на СП-2 стали для Виктора Михайловича не только
главным «летным университетом», но и настоящей жизненной школой.
Далее были полеты, связанные с обслуживанием полярных станций
СП-3—СП-5, проводки морских судов, выполнение самых ответственных
заданий в Арктике. Много событий в «полярной одиссее» Виктора
Перова связано со спасением в невероятно сложных условиях людей,
терпящих бедствие в ледяных просторах Арктики. Среди них — спасение
экипажа самолета Ли-2 и его командира Томилина, потерпевших
катастрофу в Карском море, обнаружение заблудившегося и потерпевшего
аварию вертолета. Тогда Перов, поднятый по тревоге, пролетел
2 тысячи километров над океаном на крохотной «Аннушке», разыскав
вертолетчиков и сняв их со льдины.
В 1956 году во льдах Шпицбергена потерпела бедствие норвежско-шведско-советская
экспедиция. На поиски пропавших был послан летчик Перов. Министерство
иностранных дел Швеции выразило советскому посольству в Стокгольме
огромную признательность шведского правительства за работы,
которые были проведены советскими летчиками по спасению полярников,
пробывших 15 дней на ледяном куполе в обессилевшем, промерзшем
состоянии.
Но вершиной летной биографии Виктора Перова конечно же следует
считать его работу в Антарктиде, где Виктор Михайлович командовал
авиаотрядом 3-й комплексной советской Антарктической экспедиции
1957—1959 годов.
В то же время пятый континент планеты был еще во многих отношениях
«белым пятном» на карте Земли. Летать приходилось без привычного
радиоэфира.
Экипажу Перова первому довелось пересечь по воздуху весь ледяной
материк — от станции «Мирный» через Южной полюс до американской
базы «Мак Мердо» в сложнейших погодных условиях.
Самолет Виктора Перова впервые в мире достиг полюса относительной
недоступности пятого континента, где над этой точкой был сброшен
на тяжелом флагштоке Государственный флаг Советского Союза.
1958 год был объявлен Международным годом геофизических исследований,
и в Антарктиде была развернута широкая научная работа на полярных
станциях различных стран мира. Но особенно близко свела судьба
Виктора Перова с бельгийской экспедицией со станции «Король
Бодуэн», пропавшей в ледяном безмолвии Антарктики.
Хотя к нашей базе в «Мирном» никто не обращался, узнав от австралийцев
о беде, летчик Перов самостоятельно принял решение лететь на
помощь.
Подвиг командира корабля Виктора Перова, отправившегося за 3000
километров от базы искать пропавшую экспедицию в приполюсном
районе Антарктиды, когда никто из других экспедиций Международного
геофизического года не рискнул в невероятно сложных условиях
производить поиски, был высоко оценен мировой общественностью.
Тогда, в 1958 году, весь мир с глубоким волнением следил за
мужественными действиями советского летчика Перова и его экипажа
по спасению четырех бельгийских исследователей. Советский экипаж
абсолютно бескорыстно в течение 5 дней и ночей выполнял рискованные
беспрерывные полеты в сложнейших метеоусловиях.
Нашли группу бельгийцев на пути к одной из складских баз. Люди
были утомлены, запасы продуктов иссякли. Они продолжали жить
одной только надеждой на внешнее спасение...
Таким образом, экипаж Виктора Перова в составе Владимира Афонина,
штурмана Бориса Бродкина, бортмехаников Виктора Сергеева и Евгения
Меньшикова выполнил неписаный закон полярников: «Рискуй, но
выручай товарища из беды». Именем его командира назван расположенный
в месте спасения экспедиции горный массив в Кристальных горах.
«Вся Бельгия признательна пилоту Виктору Перову и его экипажу
за спасение наших исследователей», — заявил руководитель бельгийской
экспедиции Пьер Вераген. Спустя несколько дней король Бельгии
Бодуэн наградил советских летчиков орденами. Виктор Перов был
удостоен высшей награды страны — ордена Короля Леопольда Второго.
«В СССР же, — вспоминал Виктор Михайлович, — меня во второй
раз представили к званию Героя Советского Союза. Первый раз
был, когда водил военных летчиков в качестве инструктора в район
Полюса. Но получил я тогда второй орден Ленина».
Полярники всего мира по праву считают Виктора Перова подлинным
героем Арктики и Антарктики. Об этом свидетельствует посвященные
эпизодам его жизни три десятка изданных в 1954—2000 годах книг,
художественный фильм «Закон Антарктиды», сюжетом которого послужили
события по спасению бельгийцев, картина художника Игоря Рубана
«Экипаж летчика Перова спасает членов бельгийской антарктической
экспедиции», находящаяся в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге,
мраморный бюст Перова скульптора Игоря Стрельбицкого, который
экспонировали раньше в столичном Манеже. Бюст при жизни — это
дар художника и дар судьбы.
Подвиг экипажа Перова растопил лед «холодной войны» между Бельгией
и СССР, а также другими странами. В 1959 году было создано Общество
советско-бельгийской дружбы, где Виктор Михайлович на протяжении
многих лет был сопредседателем.
На груди у прославленного ветерана два ордена Ленина, два ордена
Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени,
два ордена «Знак Почета», медаль «За отвагу», много других медалей
и почетных знаков, в том числе Почетный знак Российского комитета
ветеранов войны и знак «Почетный полярник».
Уйдя на пенсию, Виктор Михайлович активно занимается общественной
работой и воспитанием молодежи в духе патриотизма и любви к
Родине, много времени уделяет внукам и правнукам.
Долгие годы он был председателем Полярной комиссии Московского
центра Русского географического общества, где и сейчас является
его почетным сопредседателем. В Российском комитете ветеранов
войны возглавляет секцию «Аляска — Сибирь». Неоднократно бывал
с российскими ветеранами ленд-лиза на Аляске, в городах и поселках
Красноярской воздушной трассы.
Виктор Перов написал книгу воспоминаний под названием «Полярными
трассами», в которой он увековечивает имена более 150 человек,
осваивавших Север страны и которую посвятил своему другу, учителю
и товарищу, одному из первых Героев Советского Союза — И.П.
Мазуруку. В предисловии к этой книге приведены слова известного
полярного летчика писателя Михаила Каминского:
«Имя собственное Виктор Перов стало символом умелой отваги и
организаторского таланта разведчика. Это великое счастье — оставить
заметный след своей жизни на этом Белом Свете. Жизнь — благо
неповторимое. Пусть она будет для тебя, Виктор, долгой и счастливой,
а память о ней — светлой».
Живет в Москве.
|