ПЕРОВ Виктор Михайлович

ПЕРОВ
Виктор Михайлович

Заслуженный полярный летчик, кавалер высшей награды Бельгии - ордена Короля Леопольда Второго












 

 

Родился 14 ноября 1917 года в городе Чарджоу в Туркмении. Отец — Перов Михаил Гаврилович (1896—1936), многие годы был занят на ответственной партийной и советской работе, в том числе в Москве; в последние годы занимал пост заместителя начальника Дальстроя. Погиб в авиакатастрофе. Мать — Перова Клавдия Сергеевна (1900—1936). Супруга — Ираида Васильевна (1921—1990). Сыновья: Андрей Викторович (1941 г. рожд.), Михаил Викторович (1946 г. рожд.).

Раннее детство Виктора Перова прошло в Средней Азии — в Ташкенте и в Иране. В 1927 году отца перевели на работу в Москву, где и началась авиационная биография Виктора Михайловича, так же как и у тысячей юношей и девушек довоенных лет: планерная школа, аэроклуб, 2-я военная школа летчиков в Борисоглебске, которую Виктор Перов окончил в 1938 году и получил назначение в 21-й истребительный авиаполк Белорусского Особого военного округа, в Оршу.

В 1940 году полк был переведен в Латвию, на аэродром города Риги, где на рассвете 22 июня 1941 года эскадрилья В. Перова на стареньких И-16 встретила первый день войны. После первого воздушного боя, не дотянув до аэродрома, самолет упал в овраг. Виктор легко отделался, через пять дней летал с еще не снятыми швами на лбу.

Отступать пришлось от самой западной границы, постоянно теряя в тяжелых, неравных боях друзей-однополчан. И каждый воздушный бой велся с превосходящим противником.

Под Псковом при взлете с аэродрома самолет лейтенанта Перова был сбит. Пули «мессера», атаковавшего сзади, буквально прошили истребитель. Две из них попали в левую ногу Перова. Начался пожар. Бензобак на И-16 расположен сразу за приборной доской, и пламя заполнило кабину.

«Я прекрасно понимал, что шансов спастись у меня практически не было, — вспоминает Виктор Михайлович. — Высота чуть больше 30 метров. Если и выпрыгну — парашют не успеет раскрыться. Враз разобьюсь.

Выхода не было, сгорать заживо в кабине своего самолета мне не хотелось, и я пытался покинуть его. Задыхаясь в черном дыму, валившим из кабины вместе с языками пламени, я левой рукой нащупал кольцо парашюта, дернул. Конечно, это было чудо, что под встречным потоком воздуха парашют раскрылся и буквально выдернул меня из полыхающей кабины. Я даже не успел опомниться, как оказался на земле — на краю деревни Карамышево. Недалеко упал и мой самолет, горевший мощным костром».

После длительного лечения ран и обширных ожогов в госпитале города Горький, лейтенант Перов получил назначение в 27-й запасной авиаполк Архангельского военного округа, в Учебный центр в городе Кадникове, где первую военную зиму работал летчиком-инструктором на английских самолетах «Харрикейн» и американских «Киттихаук» и «Аэрокобра», поставляемых северными конвоями союзников.

Виктор Перов усердно готовился к боевой работе и не подозревал, что его пошлют не на фронт, а на перегонку самолетов с Аляски в Красноярск.

Летом 1942 года летчик Перов попал в Иваново в формирующуюся полковником И.П. Мазуруком, известным полярным летчиком, Героем Советского Союза, перегоночную авиадивизию, и был назначен в Якутск командиром авиаэскадрильи 4-го перегоночного авиаполка Красноярской воздушной трассы, протянувшейся на 6,5 тысяч километров с Аляски через Берингов пролив над самыми суровыми и необжитыми на планете местами. Воздушный мост стал настоящим испытательным полигоном и для крылатых машин, и для людей. Ведь никто в мире ничего подобного не делал. В тесной кабине, мало спасающей от 50-градусного мороза, в не приспособленных к длительным перелетам истребителях приходилось преодолевать огромные расстояния, прекрасно понимая, что в случае чего на вынужденную посадку идти некуда.

Первую партию американских «Киттихауков» эскадрилья Виктора Перова пригнала в Красноярск 16 ноября 1942 года. Фронт стал получать и так необходимые истребители и бомбардировщики Б-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон». Всего из США перегнали более 8 тысяч самолетов, которых хватило на оснащение 250 боевых полков. Более 300 истребителей перегнал капитан Перов.

Именно трасса определила дальнейший авиационный жизненный путь Виктора Михайловича и привела его в победном 1945 году в полярную авиацию Главсевморпути, в Московскую авиагруппу особого назначения командиром самолета Ли-2.

Началась новая интересная жизнь. В 1950 году принято решение об открытии в просторах Арктики дрейфующей научной станции «Северный полюс-2». Полеты на СП-2 стали для Виктора Михайловича не только главным «летным университетом», но и настоящей жизненной школой.

Далее были полеты, связанные с обслуживанием полярных станций СП-3—СП-5, проводки морских судов, выполнение самых ответственных заданий в Арктике. Много событий в «полярной одиссее» Виктора Перова связано со спасением в невероятно сложных условиях людей, терпящих бедствие в ледяных просторах Арктики. Среди них — спасение экипажа самолета Ли-2 и его командира Томилина, потерпевших катастрофу в Карском море, обнаружение заблудившегося и потерпевшего аварию вертолета. Тогда Перов, поднятый по тревоге, пролетел 2 тысячи километров над океаном на крохотной «Аннушке», разыскав вертолетчиков и сняв их со льдины.

В 1956 году во льдах Шпицбергена потерпела бедствие норвежско-шведско-советская экспедиция. На поиски пропавших был послан летчик Перов. Министерство иностранных дел Швеции выразило советскому посольству в Стокгольме огромную признательность шведского правительства за работы, которые были проведены советскими летчиками по спасению полярников, пробывших 15 дней на ледяном куполе в обессилевшем, промерзшем состоянии.

Но вершиной летной биографии Виктора Перова конечно же следует считать его работу в Антарктиде, где Виктор Михайлович командовал авиаотрядом 3-й комплексной советской Антарктической экспедиции 1957—1959 годов.

В то же время пятый континент планеты был еще во многих отношениях «белым пятном» на карте Земли. Летать приходилось без привычного радиоэфира.
Экипажу Перова первому довелось пересечь по воздуху весь ледяной материк — от станции «Мирный» через Южной полюс до американской базы «Мак Мердо» в сложнейших погодных условиях.

Самолет Виктора Перова впервые в мире достиг полюса относительной недоступности пятого континента, где над этой точкой был сброшен на тяжелом флагштоке Государственный флаг Советского Союза.

1958 год был объявлен Международным годом геофизических исследований, и в Антарктиде была развернута широкая научная работа на полярных станциях различных стран мира. Но особенно близко свела судьба Виктора Перова с бельгийской экспедицией со станции «Король Бодуэн», пропавшей в ледяном безмолвии Антарктики.

Хотя к нашей базе в «Мирном» никто не обращался, узнав от австралийцев о беде, летчик Перов самостоятельно принял решение лететь на помощь.

Подвиг командира корабля Виктора Перова, отправившегося за 3000 километров от базы искать пропавшую экспедицию в приполюсном районе Антарктиды, когда никто из других экспедиций Международного геофизического года не рискнул в невероятно сложных условиях производить поиски, был высоко оценен мировой общественностью.

Тогда, в 1958 году, весь мир с глубоким волнением следил за мужественными действиями советского летчика Перова и его экипажа по спасению четырех бельгийских исследователей. Советский экипаж абсолютно бескорыстно в течение 5 дней и ночей выполнял рискованные беспрерывные полеты в сложнейших метеоусловиях.

Нашли группу бельгийцев на пути к одной из складских баз. Люди были утомлены, запасы продуктов иссякли. Они продолжали жить одной только надеждой на внешнее спасение...

Таким образом, экипаж Виктора Перова в составе Владимира Афонина, штурмана Бориса Бродкина, бортмехаников Виктора Сергеева и Евгения Меньшикова выполнил неписаный закон полярников: «Рискуй, но выручай товарища из беды». Именем его командира назван расположенный в месте спасения экспедиции горный массив в Кристальных горах.

«Вся Бельгия признательна пилоту Виктору Перову и его экипажу за спасение наших исследователей», — заявил руководитель бельгийской экспедиции Пьер Вераген. Спустя несколько дней король Бельгии Бодуэн наградил советских летчиков орденами. Виктор Перов был удостоен высшей награды страны — ордена Короля Леопольда Второго.

«В СССР же, — вспоминал Виктор Михайлович, — меня во второй раз представили к званию Героя Советского Союза. Первый раз был, когда водил военных летчиков в качестве инструктора в район Полюса. Но получил я тогда второй орден Ленина».

Полярники всего мира по праву считают Виктора Перова подлинным героем Арктики и Антарктики. Об этом свидетельствует посвященные эпизодам его жизни три десятка изданных в 1954—2000 годах книг, художественный фильм «Закон Антарктиды», сюжетом которого послужили события по спасению бельгийцев, картина художника Игоря Рубана «Экипаж летчика Перова спасает членов бельгийской антарктической экспедиции», находящаяся в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге, мраморный бюст Перова скульптора Игоря Стрельбицкого, который экспонировали раньше в столичном Манеже. Бюст при жизни — это дар художника и дар судьбы.

Подвиг экипажа Перова растопил лед «холодной войны» между Бельгией и СССР, а также другими странами. В 1959 году было создано Общество советско-бельгийской дружбы, где Виктор Михайлович на протяжении многих лет был сопредседателем.

На груди у прославленного ветерана два ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена «Знак Почета», медаль «За отвагу», много других медалей и почетных знаков, в том числе Почетный знак Российского комитета ветеранов войны и знак «Почетный полярник».

Уйдя на пенсию, Виктор Михайлович активно занимается общественной работой и воспитанием молодежи в духе патриотизма и любви к Родине, много времени уделяет внукам и правнукам.

Долгие годы он был председателем Полярной комиссии Московского центра Русского географического общества, где и сейчас является его почетным сопредседателем. В Российском комитете ветеранов войны возглавляет секцию «Аляска — Сибирь». Неоднократно бывал с российскими ветеранами ленд-лиза на Аляске, в городах и поселках Красноярской воздушной трассы.

Виктор Перов написал книгу воспоминаний под названием «Полярными трассами», в которой он увековечивает имена более 150 человек, осваивавших Север страны и которую посвятил своему другу, учителю и товарищу, одному из первых Героев Советского Союза — И.П. Мазуруку. В предисловии к этой книге приведены слова известного полярного летчика писателя Михаила Каминского:
«Имя собственное Виктор Перов стало символом умелой отваги и организаторского таланта разведчика. Это великое счастье — оставить заметный след своей жизни на этом Белом Свете. Жизнь — благо неповторимое. Пусть она будет для тебя, Виктор, долгой и счастливой, а память о ней — светлой».

Живет в Москве.


© Международный Объединенный Биографический Центр  

 
Сайт создан в системе uCoz