ПОЛЕВОЙ
Вадим Михайлович
Лауреат Государственной
премии СССР, академик Российской академии художеств
|
|
Родился 21 декабря
1923 года в городе Москве. Отец — Полевой Михаил Леонидович
(1886—1933), участник революции 1905 года, был арестован, сослан
в Сибирь. Бежал из ссылки и эмигрировал во Францию. Окончил
университет в Тулузе, работал инженером-электриком на строительстве
парижского метро. Вернувшись в 1917 году в Россию, работал в
Москве, в 1926—1928 годах был в командировках в Париже и Берлине.
Мать — Полевая Валентина Николаевна (1897—1990), выпускница
Нижегородского института благородных девиц, работала в архивах,
типографии.
Женат вторым браком. Дети от первого брака: Исаева Татьяна Вадимовна
(1949 г. рожд.), Полевой Алексей Вадимович (1955 г. рожд.).
Супруга — Базазьянц Стелла Борисовна (1932 г. рожд.), работала
главным редактором журнала «Декоративное искусство», в настоящее
время — президент Ассоциации московских галерей. Ее дочь — Бубнова
Ярослава (1961 г. рожд.), искусствовед. Внуки: Исаева Татьяна
(1970 г. рожд.), Полевой Сергей (1978 г. рожд.), Полевой Андрей
(1981 г. рожд.). Правнук — Андрей (2000 г. рожд.).
Вадим Полевой окончил московскую среднюю школу № 69, в которой
учились многие известные ныне артисты, музыканты, писатели,
ученые: Б. Окуджава, С. Колосов, А. Эшпай и другие. Параллельно
со школой мальчик занимался в детской художественной школе,
которую опекал знаменитый художник И. Грабарь. Большое влияние
на будущую судьбу Вадима оказали встречи с Юоном и Ульяновым.
В 1939 году одна из работ юного художника была опубликована
в журнале «Юный художник». Этот факт и стал отправной точкой
долголетней жизни Вадима Полевого в искусстве.
Окончание школы пришлось на начало Великой Отечественной войны.
Все выпускники были направлены на строительство оборонительных
сооружений под Смоленском. В сентябре 1941 года Полевой дважды
получал повестки: сначала о призыве в лыжный батальон, а потом
— в авиацию. В конечном итоге, получив в военкомате направление
в авиационную школу штурманов-бомбардиров, он выехал в Ярославль.
Однако когда он прибыл к месту назначения, выяснилось, что школу
уже эвакуировали. Призыв отложили.
Некоторое время Вадим снимался в «Боевых киносборниках» на Мосфильме.
В октябре 1941 года его, наконец, призвали на военную службу
и отправили на обучение и формирование в запасной полк в Йошкар-Олу.
Прибыв на место, он немедленно подал рапорт об отправке на фронт
и через несколько дней попал в 49-ю отдельную стрелковую бригаду
в район Волоколамска. На следующий день принял свой первый бой.
Воинская служба на фронте была для В.М. Полевого стремительно
короткой. Войска несли большие потери, и он вскоре был назначен
командиром отделения, а затем принял взвод. 20 января 1942 года
в бою под станцией Княжьи горы он был тяжело ранен и его, раненного
и обмороженного, отправили в госпиталь, а через шесть месяцев
комиссовали. За мужество и героизм, проявленные в боях под Москвой,
Вадим Полевой награжден орденами Славы III степени, Отечественной
войны I степени, медалью «За оборону Москвы».
Вернувшись в столицу, поступил сразу на искусствоведческое отделение
МГУ имени М.В. Ломоносова и художественное отделение Полиграфического
института. Однако вскоре перед ним встал вопрос, что выбрать:
стать художником или искусствоведом? Полевой предпочел последнее.
Учебу совмещал с работой в Государственном музее изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина (1943—1949). Его преподавателями
в университете были замечательные ученые профессора В.В. Павлов,
А.А. Федоров-Давыдов, В.Н. Лазарев. Под их руководством Вадим
в 1947 году защитил диплом и поступил в аспирантуру (1947—1951).
Одновременно стал работать старшим преподавателем во Всесоюзном
государственном институте кинематографии (1947—1949), где читал
курс лекций по истории искусств. В числе его слушателей были
будущие знаменитые кинорежиссеры Э. Рязанов, Г. Чухрай и другие
известные деятели кино.
С 1949 по 1962 год В.М. Полевой работал старшим научным редактором,
затем заведующим редакцией искусства в Большой Советской энциклопедии.
Параллельно читал курсы по истории искусства Византии и русского
искусства в МГУ имени М.В. Ломоносова (1949—1960). В 1962 году
был приглашен на работу инструктором в Отдел культуры ЦК КПСС,
а в 1973 году стал профессором Академии общественных наук, где
проработал до 1991 года.
В качестве научного руководителя готовил студентов-дипломников
и аспирантов из СССР, Болгарии, Венгрии, Германии, Чехословакии,
Кубы, Греции, Монголии.
В 1943—1949 и 1993—1996 годах являлся научным сотрудником Государственного
музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В настоящее
время продолжает исследования, консультативную и авторскую работу
в сфере искусства ХХ века.
Диапазон научных интересов В.М. Полевого широк. Его первые работы
были посвящены искусству России и Византии, в том числе росписи
пещерных храмов Крыма, а также искусству стран Латинской Америки,
Франции, Германии, Польши. Главные же темы исследований В.М.
Полевого — русское искусство конца XIX — начала ХХ века, искусство
Греции — от древности до наших дней, кардинальные проблемы искусства
ХХ столетия, в том числе типология искусства ХХ века, гиперреализм
и абстракционизм в системе истории искусств, популизм в искусстве
ХХ века, искусство и политические движения ХХ века, критика
марксистской эстетики («Опыты антиэстетики», 1991).
В.М. Полевой является автором книг: «Ф.С. Богородский» (1956),
«А.В. Куприн» (1963), «Искусство стран Латинской Америки» (1967),
«Искусство Греции» (3 тома: Древний мир — 1970, Средние века
— 1973, Новое время — 1975), «Двадцать лет французской графики»
(1981), «Двадцатый век» (1989), «Искусство ХХ века. Малая история
искусств в 1901—1945» (1991), «Искусство как искусство» (1995);
глав в изданиях: «Всеобщая история искусства» (Византия, Польша,
Латинская Америка, Греция, 1960—1966), «Всеобщая история архитектуры»
(«Греция. ХХ век», 1973), «История Москвы» (Художественная жизнь
Москвы, 1959—1967), а также более 2 тысяч статей в сборниках,
каталогах, справочниках, ежегодниках, журналах и других периодических
изданиях. В.М. Полевой был инициатором и редактором энциклопедий:
«Искусство стран и народов мира» (5 тт., 1962—1981) и «Популярная
художественная энциклопедия» (2 тт., 1986), а также главным
редактором ежегодника «Советское искусствознание» (1977—1990).
Его работы издавались во многих странах — Бельгии, Болгарии,
Венгрии, Германии, Испании, Италии, Мексике, Португалии, Франции,
Швейцарии и т.д.
В.М. Полевой неоднократно выступал с докладами на конгрессах
международных ассоциаций историков и критиков искусства. Был
куратором выставок современного искусства в Греции, Индии, Мексике,
Франции. Являлся организатором многих крупных международных
выставок искусства, в том числе Молодежной выставки в Москве
на Фестивале молодежи и студентов (1957), автором концепций
и предисловий к каталогам выставок «Москва — Париж» (1979, 1981),
«Москва — Берлин» (1995—1996), а также одним из учредителей
научных «Федоров-Давыдовских» чтений в МГУ.
В 1977 году за создание трехтомника «Искусство Греции» В.М.
Полевой был удостоен Государственной премии СССР, а в 1990 году
за книгу «Двадцатый век» был награжден золотой медалью Российской
Академии художеств. За заслуги в области культуры и искусства
он награжден орденами Дружбы народов (1983) и «Знак Почета»
(1967), а также многими медалями.
В.М. Полевой — член президиума Российской Академии художеств,
член Союза художников Москвы. В 1977—1980 являлся вице-президентом
Международной ассоциации критиков искусства при ЮНЕСКО (АИКА),
позже — постоянным членом Административного совета АИКА. С 1988
по 1991 год работал секретарем правления Союза художников СССР.
Член ученых советов Государственной Третьяковской галереи, Государственного
музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; в течение
ряда лет был членом научного совета «Советской энциклопедии»
и других ученых советов.
В молодости В. Полевой писал стихи, сочинял сценки и выступал
в капустниках. Будучи еще аспирантом, сочинил обширную озорную
экскурсию по древнему искусству с рифмами-ловушками. Увлекался
лыжами, теннисом, шахматами, плаванием.
Долгие годы увлекается живописью и графикой. Вадима Михайловича
связывает многолетняя дружба с художниками А. Васнецовым, Д.
Жилинским, П. Оссовским. Им была собрана уникальная коллекция
графики (более 200 работ), которую он недавно передал в Музей
современного искусства.
Живет и работает в Москве.
|