РУНОВ Борис Александрович

РУНОВ
Борис Александрович

Герой Советского Союза, Заслуженный деятель науки и техники РФ, академик Российской академии сельскохозяйственных наук, доктор сельскохозяйственных наук, профессор












 

 

Родился 24 мая 1925 года в поселке Жуковка Московской области. Отец — Рунов Александр Григорьевич (1899—1953), участник Великой Отечественной войны. Мать — Рунова Любовь Александровна (1900—1963). Супруга — Рунова Лидия Михайловна (1923 г. рожд.). Дети: Валерий (1948 г. рожд.), дипломат; Игорь (1952 г. рожд.), экономист-международник; Ольга (1962 г. рожд.), журналист.

Борис с детства был приучен к делу. В школьные годы научился сапожному ремеслу: ремонтировал обувь не только для семьи, но и для жителей поселка, зарабатывал на хлеб. Отец работал в Ногинске в горфинотделе. Накануне Великой Отечественной войны его выбрали председателем отстающего колхоза в соседней деревне. Когда началась война, отец отказался от брони, добровольцем ушел на фронт. 16-летний Борис остался в семье за старшего, пошел работать на военный завод. Вдвоем с напарником таскали 100-килограммовые ящики со снарядами. Целый год работал по 12 часов в день, затем устроился в «Мосэнерго» монтером на воздушных линиях. Приходилось много лазить по столбам, научился не бояться высоты, что впоследствии ему пригодилось.

В 1943 году Бориса призвали в армию. Его направили в Московское военно-инженерное училище, расположенное в Болшеве. Училище научило многому, Борис усвоил главную заповедь: сапер ошибается только один раз в жизни. Потом в боевых условиях он не раз попадал в такие условия, когда жизнь висела на волоске, и всегда выручали отличная выучка, точный расчет и выдержка, умение до мельчайших тонкостей разбираться не только в наших минах, но и в немецких.

Воевать пришлось сравнительно недолго. Боевое крещение получил в 1944 году на Сандомирском плацдарме. В конце войны наши войска непрерывно наступали, поэтому саперам приходилось обезвреживать мины, проделывать проходы для атакующей пехоты и танков, давать возможность передовым группам, разведчикам преодолевать минные и проволочные заграждения. После месячного пребывания на фронте Рунова тяжело ранило. Выпущенный из немецкого танка снаряд разорвался поблизости, осколок разбил бедренную кость правой ноги. Около трех месяцев лечился в госпитале в Киеве.

Из госпиталя вернулся на фронт. Прибыл на 1-й Украинский фронт, в 3-ю инженерную бригаду на должность командира саперного взвода. Бригада обеспечивала продвижение 4-й танковой армии на запад. Наступать приходилось по заминированным дорогам. Серьезной преградой служили реки, а в Польше и Германии их много. Работы саперам хватало. Шли с танками через Польшу, вступили на землю Германии, под огнем противника взвод Рунова строил мосты через реки Одер, Нейсе, Бобер, Шпрее, Эльбу. Реки широкие, полноводные, и форсировали их накануне или во время паводка весной 1945 года.

Темпы наступления 4-й танковой армии были столь высоки, строить мост приходилось с нуля. Саперы одновременно вели инженерную разведку подходов к реке. Все делали скрытно: измеряли глубину водной преграды, определяли скорость течения и другие показатели реки, чтобы не ошибиться, все учесть при строительстве моста.

Для сокращения времени стройматериалы заготавливали заранее и затем готовые прогоны доставляли к берегу. В инженерной бригаде в одной роте оказался земляк Рунова — Юрий Дорофеев. Они учились в одной школе, поступили и окончили одно военно-инженерное училище в Болшеве. Вначале их фронтовые дороги разошлись, а когда Рунов после госпиталя прибыл в 3-ю инженерную бригаду, здесь оказался и лейтенант Дорофеев. Оба земляка стали командовать взводами в одной роте, и между ними возникло негласное соревнование: чей взвод быстрей выполнит задание...

Глядя на командиров, подружились и солдаты взводов. Саперы выручали друг друга, приходили на помощь — все делали во имя успеха бригады и своей танковой армии, которую нужно было как можно быстрей пропустить вперед, обеспечить переправу танков. Противник яростно оборонялся, делал все, чтоб не допустить или сорвать строительство мостов для наших войск. Налеты вражеской авиации, артиллерийский и минометный огонь не останавливали саперов. Шли на хитрость: начав строительство моста в одном месте, делали что-то похожее — устраивали ложную переправу в другом. Использовали различные средства маскировки: ночь, туман, дымовые завесы. Командиры ценили каждого бойца, шли на все, чтоб избежать людских потерь.

Саперной роте и взводу лейтенанта Рунова порой приходилось с риском для жизни отстаивать построенный ими же мост. Так было при форсировании реки Нейсе весной 1945 года накануне паводка. Саперы соорудили мост быстро и без больших потерь. Длина моста — 100 метров, грузоподъемность — 60 тонн. Построили мост надежно, а для гарантии, чтобы механики-водители первых танков не сомневались в прочности моста, саперы сами вставали под мост. Первый танк прошел, за ним второй, третий, движение техники пошло, и в это время пришла беда... не от противника. Начался ледоход! Вражеские снаряды разбили лед, и он тронулся, течение понесло льдины на сваи моста. Ударяя по сваям, ледяные глыбы стали раскачивать мост. Закачались и танки на мосту...

Надо было спасать мост. Выход был один — бросать на льдины толовые шашки и взрывать. При этом надо было точно рассчитать время взрыва.

Быстро приготовили шашки, нарезали бикфордов шнур длиной 5-6 сантиметров — столько секунд саперы оставили на горение бикфордова шнура от поджога до взрыва. Одного бойца все же потеряли: он не заметил начала горения шнура и погиб от взрыва. Но мост сохранили и обеспечили успешное выполнение боевой задачи танковой армии, дали возможность пройти на другой берег основной технике и войскам.

В конце апреля 1945 года лейтенант Рунов руководил саперным взводом на строительстве моста через Эльбу в районе немецкого города Торгау, где встретил американцев. Радость встречи с союзниками вылилась в большой, незабываемый праздник. А через несколько дней Рунову довелось испить горькую чашу жестоких испытаний, прикоснуться к смерти...

Это произошло 1 мая. Саперы были в приподнятом настроении по случаю первомайского праздника и ожидания скорой Победы. Бои шли уже в Берлине. И тут взвод Рунова подняли по тревоге, придали два танка и бросили навстречу вырвавшимся из окружения фашистам. С оружием, во главе с офицерами они выходили из леса, шли напролом. Рунов оставил оба танка у крайних домов поселка, развернул взвод в цепь и повел навстречу немцам. Бойцы взвода растянулись в лесу, лейтенант вышел на опушку и лицом к лицу встретился с немцами. Их оказалось гораздо больше, чем ожидали. До наших танков было метров 300, но их не было видно из-за деревьев и с ними не было связи. Рунов приказал бойцам не стрелять, вернуться к танкам и привести их на опушку. Сам же остался один лицом к лицу с врагом...

Немцы окружили Рунова, офицер наставил на него парабеллум, вот-вот выстрелит. Рунов выхватил из кармана ручную гранату. Он знал немецкий язык и крикнул фашистам: «Бросайте оружие! Сдавайтесь! За мной — танки. Сопротивление бесполезно, вы будете уничтожены...»

Немецкий офицер не выстрелил из пистолета, знал: советский лейтенант успеет взорвать гранату, и тогда ему и многим солдатам будет конец.

И тут среди солдат раздались крики. К немецкому офицеру подошел другой офицер и сказал: «Убери парабеллум, майор. Солдаты не хотят умирать. А ты, лейтенант, убери гранату...»

Немцы, а их было около 700, сдались. За успешную операцию и взятие в плен большой группы немцев, которые, как потом выяснилось, выходили прямиком к штабу 4-й танковой армии, лейтенанту Рунову было присвоено звание Героя Советского Союза. Тогда ему было не полных 20 лет...

Борис Рунов демобилизовался в 1945 году, из-за ранений получив инвалидность 3-й группы и персональную пенсию в 400 рублей. Хотел поступить в Военно-инженерную академию, но его не приняли: не прошел медкомиссию. Поступить в Энергетический институт также не удалось — прием уже прошел, а терять еще год не хотелось. Кто-то из соседей по Жуковке посоветовал идти учиться в Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, который Борис Александрович и окончил в 1950 году. Потом — учеба в аспирантуре и защита в 1953 году диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. После аспирантуры — работа в институте ассистентом, доцентом до 1960 года. По окончании стажировки в Айовском университете (1960—1961) и возвращении из США его рекомендовали в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию на должность проректора по учебной работе.

Затем Б.А. Рунов работает заведующим сектором сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС, советником Посольства СССР в Канаде. В 1970 году Б.А. Рунова назначают на должность заместителя министра сельского хозяйства СССР. Здесь он проработал 15 лет до дня ликвидации министерства в 1985 году. В 1972 году он окончил Высшую школу управления при Совете Министров СССР, в 1973 году стал доктором сельскохозяйственных наук, в 1975 году — профессором, в 1988 году — академиком Россельхозакадемии.

С 1985 по 1995 год он работал на ответственных должностях в Госагропроме СССР и ВАСХНИЛ, был академиком-секретарем, начальником отдела внедрения науки и передового опыта Российской академии сельскохозяйственных наук. В настоящее время Б.А. Рунов — главный научный сотрудник Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии, профессор Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина.

Борис Александрович Рунов — автор и соавтор более 300 научных статей, трудов, книг и брошюр по проблемам механизации и автоматизации в Агропромышленном комплексе (АПК), по управлению в АПК, рациональному использованию природных ресурсов, проектированию и организации информационно-консультационных служб в АПК, в том числе 4 монографий, одна из которых — «Промышленный откорм скота в США и Канаде» (1975) опубликована в 7 зарубежных странах. В 1996 году вышла его новая книга — «Вспоминая прошлое, думаю о будущем (Записки нетипичного чиновника)».

Б.А. Рунов — академик Российской сельскохозяйственной академии (1988), член международных обществ сельскохозяйственных инженеров и сельскохозяйственных экономистов, член Ученых советов института, университета и научной библиотеки, член редколлегий двух журналов, член бюро правления Московского клуба Героев.

Герой Советского Союза Б.А. Рунов награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью «За отвагу», другими наградами. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники РФ» и «Почетный солдат Советской Армии».

На протяжении многих лет Борис Александрович увлекается фотографией, за эти годы состоялось несколько персональных выставок его фоторабот. Он любит также спорт (коньки, теннис), путешествия, художественную литературу. В последнее время у него появилось новое хобби — Интернет. Его адрес электронной почты — vonur@mail.ru.

Живет в Москве.


© Международный Объединенный Биографический Центр  

 
Сайт создан в системе uCoz