ЩЕРБАКОВ
Александр Александрович
Герой Советского Союза, кандидат
технических наук, Заслуженный летчик-испытатель СССР
|
|
Родился 15 сентября
1925 года в городе Сормово Нижегородской губернии. Отец — Щербаков
Александр Сергеевич (1901—1945). Мать — Щербакова (Пестроухова)
Вера Константиновна (1903—1947). Супруга — Щербакова (Тренина)
Нинель Станиславовна (1928 г. рожд.), педагог. Дочь — Щербакова
Елена Александровна (1952 г. рожд.), артистка балета. Внук —
Щербаков Антон Валерьевич (1972 г. рожд.), экономист.
В
авиацию А.А. Щербаков — будущий ас — пришел случайно, хотя в
1930-е годы все его сверстники грезили подвигами в небе. Саша
рос в большой и дружной семье видного партийного и государственного
деятеля. Его отец, Александр Сергеевич, с октября 1941 года
возглавлял коммунистов Москвы и Московской области и одновременно
с 1941 года был секретарем ЦК ВКП(б), с июля 1942 года — начальником
Главного политуправления РККА, заместителем наркома обороны
СССР, начальником Совинформбюро.
Забота о сыновьях легла главным образом на плечи его жены. Редкие
часы отдыха Александр Сергеевич уделял детям, особенно старшему
Саше. Беседовал с ним о прочитанных книгах, требовал чаще бывать
в театрах, на выставках, заниматься спортом. Нежные отцовские
чувства скрывал, был строг, но справедлив и внимателен. Его
не беспокоил вопрос, кем станет первенец. Волновало другое:
каким гражданином он вырастет. Александр Сергеевич писал сыну:
«Мой родной Шурочка! Мне очень приятно было услышать, что ты
хорошо учишься и с дисциплиной у тебя в порядке. Я очень прошу
тебя... быть лучшим. Не исключено, что вас всех призовут в ближайшее
время в армию... и надо быть готовым в любое время к тому, чтобы
выполнить свой долг перед Родиной. Шлет тебе привет братишка,
он уже декламирует «Левый марш».
В 1943 году подошел срок призыва в армию. За компанию со школьными
друзьями Александр решил поступать в летную школу. Отец поддержал
его выбор. После окончания ускоренного курса Вязниковской военной
авиашколы пилотов младшего лейтенанта Щербакова направили в
12-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО, который нес боевое
дежурство на дальних рубежах обороны Москвы. В небе Подмосковья
Александр почувствовал, что авиация — его призвание. С каждым
вылетом он набирался опыта в технике пилотирования, росло стремление
к более активной боевой работе. Но на фронт летчик попал только
через год, когда полностью отпала угроза столице с воздуха.
176-й гвардейский Проскуровский истребительный авиаполк вел
воздушные бои на Кюстринском плацдарме, всего в 60 километрах
от Берлина. Равняться было на кого. В полку служили прославленные
асы, Герои Советского Союза П.Ф. Чупиков, И.Н. Кожедуб, А.С.
Куманичкин, Е.А. Азаров. До конца войны Александр совершил 25
боевых вылетов и в одном из них в паре с ведущим сбил истребитель
Ме-109 прямо над вражеской столицей. На фронтовом аэродроме
Шенвальде Главный маршал авиации А.А. Новиков вручил лейтенанту
Щербакову первую в жизни награду — орден Отечественной войны
II степени.
Еще не улеглась радость от победных салютов, как в полк поступило
тяжелое известие: 10 мая 1945 года скончался от сердечного приступа
отец генерал-полковник А.С. Щербаков. На транспортном самолете
сына отправили в Москву. В память Александра навсегда врезалось:
Колонный зал в траурном убранстве, тысячи скорбящих москвичей,
сразу постаревшее от горя лицо матери, слова соболезнования
И.В. Сталина, урна с прахом отца в нише Кремлевской стены...
Затем были годы учебы на инженерном факультете Академии имени
Н.Е. Жуковского, переучивание на реактивные истребители в ходе
преддипломной практики, защита диплома по теме «Реактивный бомбардировщик
со стреловидным крылом», первые летные испытания учебно-тренировочных
«яков» в НИИ ВВС и еще год учебы в школе летчиков-испытателей
Министерства авиапромышленности (МАП).
В мае 1953 года майора Щербакова направляют в летно-исследовательский
институт (ЛИИ МАП) в городе Жуковском, который считался «меккой
отечественной авиации». Коллектив летной части института встретил
новичка доброжелательно. Корифеи ВВС, Заслуженные летчики-испытатели
СССР И.И. Шелест, С.Н. Анохин, Я.И. Верников охотно делились
опытом, предостерегали от ошибок, откликались на любую просьбу.
Много помогали и научные руководители института. Они оценили
аналитические способности майора при обосновании инженерных
решений, его серьезную и скрупулезную подготовку к полетным
заданиям.
После успешных испытаний многих типов боевых самолетов в конструкторских
бюро Микояна, Сухого и Яковлева в полетах на режимах, связанных
с потерей устойчивости, Александр Щербаков стал признанным профессионалом
испытаний на штопор. Позже он обобщил накопленный опыт в диссертации
«Летные испытания самолета на штопор» и удостоился ученой степени
кандидата технических наук.
Не раз Щербаков выходил победителем в непредсказуемых ситуациях,
рискуя жизнью ради спасения новейших образцов самолетов, которые
имелись нередко в единственном экземпляре. В мае 1969 года после
взлета на перехватчике МиГ-25 заклинило сразу все рули. Летчик
немедленно доложил на КП о случившемся и готовности катапультироваться.
Но тяга двигателя не падала, истребитель шел по прямой, хотя
и не реагировал на управление. Быстро анализируя возможные варианты
неисправности, Щербаков обратил внимание на то, что момент отказа
управления совпал с моментом уборки шасси и сразу вспомнил,
что тяги управления проходят как раз над потолком ниши, в которую
убирается передняя стойка шасси. Он выпустил шасси, и движение
рулей и элеронов частично восстановилось. Но только частично.
С большим трудом удалось осторожно развернуть перехватчик к
аэродрому и произвести посадку. Предположение летчика-инженера
оказалось верным: один из узлов шасси разрушился, стойка при
уборке продавила потолок ниши и заклинила тяги управления.
Даже при смертельной опасности А.А. Щербаков действовал спокойно,
хладнокровно и обдуманно, запоминая детали и факты летного происшествия.
За 33 календарных года работы в ЛИИ он катапультировался только
раз, когда испытывал на прочность истребитель Су-24, крылья
которого могли изменять стреловидность. При разгоне до запланированной
скорости узел крепления поворотной части левого полукрыла неожиданно
разрушился, и оно заняло положение минимальной стреловидности,
пробив стенку топливного бака. Правое же полукрыло осталось
в заданном положении.
Истребитель завертелся, как волчок. Вдобавок керосин хлынул
в реактивный двигатель, и начался сильный пожар. Оба летчика
смогли катапультироваться. Но в этой сумасшедшей ситуации Щербаков
сумел заметить и запомнить разницу в стреловидности полукрыльев
благодаря зеркалам заднего обзора, которые установили в кабине
по его настоянию на время испытаний. Доклад летчиков позволил
быстро установить причину аварии. Кроме того, были определены
аэродинамические силы, способствовавшие разрушению злосчастного
узла, о которых наука тогда еще не знала.
26 апреля 1971 года полковник А.А. Щербаков «за испытание и
освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество
и героизм» был удостоен звания Героя Советского Союза.
Высокий класс летного мастерства и аналитического летного мышления
Александра Александровича признавали авиаконструкторы А.С. Яковлев,
А.И. Микоян, Р.А. Бирюков, с которыми ему довелось сотрудничать
при летных испытаниях. Свидетельством авторитета являлось и
то, что Щербакова постоянно включали в состав высоких комиссий
по расследованию авиационных аварий и катастроф. В апреле 1968
года после смерти Юрия Гагарина ему поручили провести специальные
летные испытания «спарки» УТИ МиГ-15 с целью уточнения характеристик
сваливания.
Участвовал он и в расследовании нашумевшей катастрофы Як-40,
в которой погиб экипаж, журналист Артем Боровик и его спутники.
О поиске причин трагедии в Шереметьеве Щербаков опубликовал
аналитическую статью в журнале «Авиация и Космонавтика» (№ 1,
2001).
Для летчиков-испытателей осознанный риск, высокие эмоциональные
и физические перегрузки — обычное состояние при полетах на современных
боевых самолетах. Поэтому многих по медицинским показаниям «списывают»
после 20 лет летной работы. Многих, но не всех. Летный стаж
Заслуженного летчика-испытателя СССР полковника А.А. Щербакова
43 года!
Небывалый пример профессионального долголетия для реактивной
авиации! Но феномен даже не в этом. Он 33 года из 43 «учил самолеты
летать» и проводил наиболее сложные испытания на критических
режимах полета.
Только на штопор Александр Щербаков испытал 22 типа самолетов,
что является абсолютным рекордом не только в нашей стране. «Эта
цифра вполне могла бы войти в книгу рекордов Гиннеса» — так
считает главный конструктор КБ имени Микояна Герой Социалистического
Труда К.К. Васильченко. В графе «выслуга лет» его пенсионного
удостоверения записана цифра 75! Еще один феномен.
Такой выслуги хватило бы на двоих. Истоки профессионального
долголетия Александр Александрович раскрыл в опубликованной
книге «Летчики. Самолеты. Испытания»: «...весь уклад жизни был
подчинен летной работе. Всегда просыпался и вставал не позже
шести часов... Умеренно, но неукоснительно регулярно занимался
спортом. По-моему, для преодоления острых аварийных ситуаций
лучше всего состояние безмятежного спокойствия и обостренного
аналитического восприятия событий».
Он находил время и для общественной деятельности, и для домашних
дел, и для помощи близким. После смерти матери Александр Александрович
старался уделить больше внимания младшим братьям и в какой-то
степени заменить им родителей. Константин Александрович стал
известным журналистом-искусствоведом, был заместителем министра
культуры РСФСР, а Иван Александрович посвятил жизнь изучению
проблем лазерных кристаллов и является кандидатом физико-математических
наук. Все трое братьев хранят честь отцовского имени и каждый
выполнил его просьбу «быть лучшим».
После ухода на пенсию А.А. Щербакова пригласили в КБ имени Микояна
на должность ведущего инженера отдела аэродинамики. Там он продолжает
совершенствовать боевые самолеты, а свободное время посвящает
любимому хобби — истории авиации.
Награжден медалью «Золотая Звезда», орденами Ленина, Красного
Знамени, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного
Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы»,
«За взятие Берлина» и многими другими.
Живет и работает в Москве.
|