ШВАРЕВ
Александр Ефимович
Герой Российской Федерации, генерал-майор
в отставке
|
|
Родился 26 декабря
1914 года в городе Кувандык Оренбургской области. Родители его
переехали из Пензенской губернии в Оренбуржье в начале XX века
для постоянного поселения и освоения земель. В Кувандыке А.Е.
Шварев окончил 7 классов и вступил в комсомол.
Трудовую деятельность начал лаборантом на шамотно-динасовом
заводе в 1932 году в Магнитогорске, где предварительно окончил
6-месячные курсы обучения. Одновременно продолжал учиться в
вечерней школе. В 1934 году переехал в Днепропетровск и стал
работать лаборантом на металлургическом заводе имени Петровского.
Одновременно учился на вечерних подготовительных курсах для
поступления в институт. В 1935 году поступил в Днепропетровский
государственный университет, где окончил 1-й курс физико-математического
факультета.
В 1936 году по призыву ЦК ВЛКСМ был направлен в Ворошиловградскую
(Луганскую) школу летчиков. В 1939 году по окончании школы стал
летчиком истребительного авиационного полка, который дислоцировался
на аэродроме Балбасово (город Орша) Западного особого военного
округа. Затем полк перебазировался в Западную Белоруссию — город
Лида, в Литву — город Каунас. В предвоенные годы на аэродроме
в Каунасе А.Е. Шварев освоил грозные для того времени истребители
МиГ1, МиГ3. Воевать начал буквально с первых минут после нападения
фашистской Германии. В раннее утро 22 июня 1941 года одним из
первых вылетел на самолете МиГ-3 с аэродрома в Каунасе на отражение
налета авиации противника.
Принимал участие в разгроме немецких войск под Москвой. После
Московской битвы дивизия, в которой А.Е. Шварев был командиром
эскадрильи, перебазировалась на Сталинградский фронт, где летчики
полка с ходу включились в ожесточенные бои.
За время войны во многих важных боевых вылетах Шварев возглавлял
группы самолетов. Вот наиболее характерные эпизоды таких боевых
вылетов.
14 июня 1942 года четверка самолетов Як-1, ведомая капитаном
А.Е. Шваревым, поднялась с аэродрома Васильковское для прикрытия
кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова, который вел упорные
бои далеко за линией Брянского фронта. При подходе к району
прикрытия был замечен разведчик «Хеншель-126», которого сбил
капитан Шварев. Через некоторое время появились 9 бомбардировщиков
Ю-88, собиравшихся нанести бомбовый удар по конному корпусу.
Капитан Шварев врезался в строй противника и сбил ведущего,
второй самолет сбил лейтенант Бугарчев. Не выдержав такого напора,
бомбардировщики бесприцельно сбросили бомбы и скрылись из глаз.
Продолжая патрулирование, группа капитана Шварева в этом же
боевом вылете вступила в бой с восьмеркой Ме-109 и, сбив в жестокой
воздушной схватке 2 самолета противника, не допустила штурмовых
действий врага по коннице генерала Белова. И еще много раз капитан
Шварев вылетал на прикрытие выхода из окружения наших конников,
ведя при этом воздушные бои, как правило, с превосходящими силами
противника.
Генерал Белов высоко оценил действия нашей авиации и объявил
благодарность летчикам, прикрывавшим его корпус.
На Сталинградском фронте в 1943 году капитану Швареву была поставлена
задача произвести разведку аэродрома Сальск, с которого противник
летал в окруженную под Сталинградом группировку. На рассвете
9 января Шварев в паре с Давыдовым вылетели с полевого аэродрома
на разведку. На аэродроме было обнаружено более 100 самолетов
различных типов, в основном транспортные Ю-52 и бомбардировщики.
По результатам разведки командиром авиакорпуса было принято
решение немедленно нанести удары по аэродрому Сальск двумя штурмовыми
полками. Дивизии, в которой служил А.Е. Шварев, была поставлена
задача прикрывать действия штурмовиков.
В целях обеспечения внезапности, полет к аэродрому решили произвести
на малой высоте. Капитану Швареву было приказано вывести штурмовики
на аэродром для нанесения бомбового удара с запада. Задача была
выполнена. Штурмовики, ведомые Шваревым, вышли точно в заданном
направлении и двумя заходами в условиях сильного зенитного огня
отбомбили аэродром. В результате на земле было уничтожено 30
самолетов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов, более 100 человек
летного и технического состава. И только при отходе от аэродрома
наши самолеты оказались атакованы двумя группами Ме-109 по 8
самолетов в каждой. В ходе тяжелого воздушного боя было сбито
7 самолетов Ме-109, два из которых на счету капитана Шварева.
Штурмовики потерь не имели.
После возвращения с боевого задания капитану Швареву была поставлена
задача на третий боевой вылет в этот день: срочно по тревоге
вылететь на сопровождение штурмовиков для нанесения удара по
эшелону с горючим на станции Котельниково. При подходе к цели
наши самолеты атаковала большая группа немецких истребителей.
Завязался ожесточенный воздушный бой с превосходящими силами
противника. В этом бою капитан Шварев сбил немецкий самолет
и при преследовании второго самолета оказался один в окружении
шести Ме-109. Вдруг на высоте 2000 метров остановился мотор
— кончилось горючее. На планировании с остановившимся двигателем
Швареву удалось уйти от прицельного огня атакующего сзади истребителя
и посадить самолет на фюзеляж в заснеженной степи. Пара самолетов
Ме-109 продолжала атаковать совершивший аварийную посадку самолет
капитана Шварева. Но он, используя опыт боев в Испании, укрывался
от огня за мотором своего самолета. Было сделано два захода
с прицельной стрельбой из 20-мм пушки «Эрликон». В последнем
заходе мотор самолета был пробит. Шварева ранило осколком.
За время войны А.Е. Шварев был ранен дважды. После лечения в
госпиталях возвращался в свой полк.
В процессе ведения боевых действий шло активное освоение летного
мастерства. Полученные знания и опыт Шварев передавал молодому
поколению. И как результат хорошей выучки и боевого сплочения
звено, а затем эскадрилья А.Е. Шварева успешно выполняла сложнейшие
боевые задания с наименьшими потерями.
Так, под его командованием летчики эскадрильи с 22 июня 1941
по 10 февраля 1943 года провели 97 воздушных боев, в которых
сбили 87 самолетов противника, из них 62 бомбардировщика и 25
истребителей. Свои потери в этих боях составили 13 самолетов
и 9 летчиков.
201-я дивизия, в которой служил А.Е. Шварев, была в Резерве
Верховного Главнокомандования. Ее перебрасывали на главное направление
фронтов, где развертывались решающие сражения. После битв под
Москвой и Сталинградом дивизию перебазировали на Северный Кавказ,
где летчики участвовали в воздушных боях над Кубанью.
А.Е. Шварева назначили старшим штурманом 201-й дивизии. Летом
1943 года дивизию перебазировали на Курскую дугу, где все лето
шли небывалые по ожесточенности бои. За успешное выполнение
задач и проявленные личным составом героизм и отвагу 201-ю истребительную
дивизию преобразовали в 10-ю гвардейскую Сталинградскую авиационную
истребительную дивизию, а входящие в ее состав полки стали 111-м,
112-м, 113-м гвардейскими.
Капитану А.Е. Швареву было присвоено звание майора, он был назначен
командиром 111-го гвардейского Сталинградского авиаполка.
Далее начались крупные сражения: Корсунь-Шевченковская, Проскуровско-Черновицкая
операции, освобождение Киева, Львовско-Сандомирская, Висло-Одерская
операции и дальнейшее освобождение Польши. В январе 1945 года
был освобожден Краков, и далее бои перешли в Германию.
Войну А.Е. Шварев закончил майором в должности командира авиаполка.
За боевые отличия во время Великой Отечественной войны и за
заслуги в повышении боеготовности ВВС в мирное время он награжден
четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного
Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, тремя
орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону
Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией»
и другими. Имеет награды Польской Народной Республики «Крест
Храбрых», золотой «Крест Заслуги».
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими
захватчиками в Великой Отечественной войне, Указом Президента
РФ 11 октября 1995 года А.Е. Швареву присвоено звание Героя
Российской Федерации.
После войны он учился в Краснознаменной Военно-воздушной академии.
За время учебы освоил реактивный самолет Як-17. После окончания
академии был направлен на службу в Группу советских войск в
Германии, где первым в своей части осваивал реактивные истребители
МиГ-15 и МиГ-17.
В конце октября 1952 года дивизия в полном составе перебазировалась
в Одесский военный округ. В январе 1954 года А.Е. Шварев был
переведен в Центральный аппарат ВВС, где занимался организацией
обучения летного состава частей и соединений ВВС на новых реактивных
самолетах.
В 1958 списан с летной работы по состоянию здоровья и 12 лет
работал в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР
на должности заместителя начальника управления, а затем — начальника
отдела ВВС и ПВО страны. В 1970 году назначен заместителем начальника
управления кадров ВВС. В 1976 году вышел в отставку. Потом 2
года работал заместителем начальника Центрального Дома авиации
и космонавтики имени М.В. Фрунзе.
Ветераны 10-й гвардейской Краснознаменной, ордена Суворова Сталинградской
истребительной авиационной дивизии избрали генерала Шварева
председателем Совета ветеранов дивизии. Он ведет организационную
работу в Московском комитете ветеранов Великой Отечественной
войны по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Нередко
выступает с воспоминаниями о войне в школах и воинских частях,
оказывает помощь авторам, пишущим книги и материалы о военных
летчиках, воевавших в Великой Отечественной войне.
Генерал-майор авиации А.Е. Шварев — участник трех парадов Победы
на Красной площади в Москве — в 1945, 1995 и 2000 годах.
Живет в Москве.
|