Родился 1 августа
1913 года в поселке Кутейниково Амвросиевского района Донецкой
области (Украина). Отец - Симонов Василий Михайлович (1880-1917).
Мать - Симонова Анна Лаврентьевна (1883-1959). Супруга - Мария
Васильевна (1919-1999). Сын - Василий Михайлович (1938 г. рожд.).
Дочь - Зинаида Михайловна (1941 г. рожд.).
В 1926 году, окончив начальную
школу, поступил в школу ФЗУ. С 1929 по 1930 год - слесарь-котельщик
в городе Горловка. С 1930 по 1932 год учился в учебном комбинате
Южных железных дорог в Харькове.
В 1932 году Михаил поступает
в 3-ю объединенную авиашколу в городе Балашове. Несмотря на
тяжелые условия учебы (300 граммов хлеба в день, скудная стипендия
и плохонькая одежда), в 1935 году Михаил Симонов с отличием
оканчивает школу и получает назначение в Дальневосточное управление
ГФВ (Хабаровск) на должность линейного пилота на трассу Владивосток
- Могоча.
В 1940 году призван в Красную
Армию и направлен в формировавшийся авиаполк под командованием
А. Е. Голованова, впоследствии - командующего авиацией дальнего
действия, главного маршала авиации.
23 июня 1941 года звено Михаила
Симонова в составе 3 самолетов ДБ-3Ф получило первое боевое
задание: нанести удар по скоплению немецкой техники на границе
с Восточной Пруссией.
Поначалу приходилось выполнять
задачи, несвойственные дальнебомбардировочной авиации, - штурмовать
танковые колонны. Отсюда и потери - за неполных 3 месяца войны
полк из 74 машин потерял 70. Также наносили удары по стратегически
важным объектам в тылу противника: бомбили Берлин, Кенигсберг,
Штеттин, Хельсинки, Турку.
В 1942 году Михаила удостоили
звания Героя Советского Союза, он стал одним из признанных асов.
Ему поручали сложнейшие задачи, выполнявшиеся исключительно
ночью - в частности, разыскать цель и осветить ее бомбами САБ-100.
В 1943 году Михаила Симонова перевели в другую часть - на 4-моторный
самолет Пе-8.
За годы войны М. В. Симонов
участвовал в боевых действиях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом,
на Курской дуге. Совершил 278 боевых вылетов. 12 раз оказывался
подбитым в воздушных боях. Со своим экипажем сбил 7 истребителей
противника.
По окончании войны продолжил
службу в дальней авиации. В 1949 году Михаил Симонов первым
в мире посадил тяжелый самолет (Ту-4) на Северном полюсе. В
его задачу входило высадить членов экспедиции "Северный полюс-2"
и впоследствии обеспечивать их горючим.
В 1950-52 годах - летчик-испытатель
военного представительства в Казани. С 1952 по 1954 год Михаил
Васильевич - летчик-испытатель Министерства авиационной промышленности,
в 1954-61 годах - старший летчик-испытатель, а в 1961-62 годах
- заместитель начальника летной испытательной станции.
Награжден медалью "Золотая
Звезда", тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени,
двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами
Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы",
"За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "За победу
над Германией", "За доблестный труд" и другими.
Увлекается цветоводством, сбором
грибов, работой на садовом участке.
Живет в Казани