ПАТОН Евгений Оскарович

КУКРЫНИКСЫ











 

 

Что бы ни делали Кукрыниксы до 22 июня 1941 года, что бы ни свершали позднее - главным в их жизни то, что ими сделано за 1418 дней Великой Отечественной войны.

Кукрыниксы вступили в бой вместе с миллионами советских людей сразу же, как только услышали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Сами они так вспоминали начало войны и своей военно-художественной службы: «Мы немедленно едем в редакцию «Правды». В автобусе все возбуждены. Какая-то женщина пытается сдержать рыдания. В «Правде» все сотрудники уже в сборе. Нас встречают словами: «- Вот вам троим будет теперь работы!!»

Вернувшись из редакции домой, сразу же сели за работу и сделали два эскиза. Один рисунок изображал красноармейца, который прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении на СССР. Другая карикатура - Гитлера ждет судьба разбитого в свое время Наполеона.

Оба наши эскиза были утверждены. Утром следующего дня плакаты ушли в типографию, а на третий день войны расклеивались на улицах различных городов страны». Этот плакат помнят и по сей день миллионы людей. Гневный огненно-красный красноармеец бросается со штыком наперевес на немыслимую по своей мерзости гадину - Гитлера. Плакат призывал: „Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он остался в памяти как первое произведение, открывшее эпоху искусства Великой Отечественной войны. Плакат задал верный тон всей советской изосатире и творчеству самих Кукрыниксов.

Враг был изучен в предвоенные годы. И с первых дней войны Кукрыниксы стали „бить» противника, ясно сознавая его преступные цели и бесчеловечную суть.

Вероятно, никогда среди мастеров культуры не было такого всеобщего творческого подъема, как в годы Великой Отечественной войны. Их вдохновение стало оружием осажденной страны. Художники-сатирики наносили врагу ощутимые удары. Специфическими средствами сатирической графики они воссоздали в фантасмагорических, но объективно точных образах историю фашизма, нанесли по нему, его идеологии и практике сокрушительные удары и поставили „точку» своеобразным репортажем с Нюрнбергского процесса.

Естественно, летопись борьбы с немецким фашизмом специально Кукрыниксами не задумывалась, она складывалась из повседневных газетных публикаций, из листовок и плакатов, „Окон ТАСС», а также из их станковых работ.

Поворот к политической сатире был совершен Кукрыниксами под влиянием Горького. В своей статье к каталогу выставки, устроенной в 1932 году в клубе Федерации советских писателей, Алексей Максимович не только воздал должное их таланту, но и определил основное общественное направление развития их будущей работы.

К началу Великой Отечественной войны мастерство Кукрыниксов достигло зрелости. Их сатирическая графика стала мощным оружием советской пропаганды, получила всенародное признание, международную известность.

Первый свой «снаряд» расчет Кукрыниксов послал во врага почти одновременно с героями пограничных застав Брестской крепости, с моряками, отразившими налеты немецкой авиации на Севастополь и Лиепаю.

Интересам войны и грядущей победы подчинили свою жизнь и Кукрыниксы. Они понимали: для художника, деятеля советской культуры, нет задачи более высокой, чем борьба с фашизмом и зашита Родины. В редакции «Правды» засиживались до глубокой ночи. Выручали и способствовали успешной работе та дисциплина и глубокое взаимопонимание, которые сложились в мирные дни, та удивительная творческая дружба, которая многие годы поражала всех, кто имел дело с Кукрыниксами.

Однажды в их квартиру-коммуну (эвакуировав семьи, Кукрыниксы для удобства работы поселились вместе, как в студенческие годы) вошел Самуил Яковлевич Маршак. „... Очень волнуясь, - вспоминают Кукрыниксы, - стал говорить о том, как хорошо было бы в эти дни объединить стих и рисунок. Разумеется, это предложение пришлось нам по душе, и на следующий же день мы сидели за раздвинутым на все доски столом уже не втроем, а вчетвером».

Совместная работа Кукрыниксов и Маршака проходила в обстановке взаимной требовательности.

«Самуил Яковлевич смотрит рисунки. Ему нравится, но он боится, не пропала бы тонкость и острота линий при выполнении тушью. Мы взаимно волнуемся: он - за рисунок, мы - за стихи. В карикатурах Маршак хвалит обыгрывание бытовых мелочей. Мы замечаем: чем короче стихи, тем сильнее получается. Их труднее писать. Несколько вариантов сочинил Маршак, пока получились такие стихи:

Днем фашист сказал крестьянам:
- Шапку с головы долой! Ночью отдал партизанам Каску вместе с головой.
Или (текст для знаменитого плаката. - О. И.):
Бьемся мы здорово, Колем отчаянно - Внуки Суворова, Дети Чапаева.
Вот короткие стихи под карикатурами на обертках пищевых концентратов, выпущенных миллионными тиражами:
- Посмотри - у русских каша, Будем кашу есть!
- Извините, каша наша Не про вашу честь.
Или такие строки (на упаковках с табаком. - О.И.):
Бойцу махорка дорога, Кури и выкури врага!


Во время воздушных тревог мы втроем выходили на дежурство во двор, надев противогазы. Маршака дежурные обычно пытались отвести в убежище. Он всегда сопротивлялся:
- Я хочу быть с Кукрыниксами во дворе!»

Сотрудничество художников с поэтом принесло много творческих удач. Карикатура и плакат были подлинно высокими жанрами в иерархии заданий, сыпавшихся на Кукрыниксов.

Главная идеологическая задача всей их работы в 1941 году - утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры людей в обязательную победу, пробуждение памяти о великих победах предков - определялась требованиями исторического момента.

В августе 1941 года „Правда» „ударила» целым залпом рисунков художников. Были опубликованы «Золотое дно Геббельса», „Арапские сказки немецкого верховного командования», «Загадочная история», «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали», «Фашистская псарня», «Гиена и шакал». Карикатуры вызывали смех. А смех, - по замечанию одного из героев книги А. Бека «Волоколамское шоссе», - самое серьезное дело на фронте. Когда на поле боя, на передний край приходит смех, страх улепетывает оттуда».

Завершает эпопею 1941-го замечательный плакат «Клещи в клещи», по праву вошедший в число классических произведений советской сатирической публицистики. Плакат лаконичен и выразителен. Лапы Гитлера в виде омерзительных клешней перехвачены красными клещами. Чувствуется, что руки, держащие их, обладают железной хваткой. Так отозвались художники на провал гитлеровской авантюры под Москвой, на победоносное контрнаступление Советской Армии.

Успех под Москвой был для Советской Армии и нашего народа залогом надежды в самые сложные дни 1942 года. После разгрома фашистских полчищ на подступах к столице в сатирических произведениях художников усилились настроения бодрости, уверенности в победе.

Последние месяцы 1942 года стали переломными в ходе войны. В излучине Дона и у стен Сталинграда Советская Армия повернула колесо истории. К тяжелейшим дням Сталинградской битвы относится рисунок „Есть на Волге утес...». На мощной скале развевается знамя с победно звучащим словом „Сталинград». Волны фашистского наступления расшибаются об основание гранитной скалы. В водяные брызги обращаются боевая техника и ряды атакующих солдат. В пене прибоя - шестерни машин, железные кресты, сапоги, шпоры, орудийные стволы и очки незадачливых вояк.
Настал 1943 год. Военно-политическая обстановка в начале продолжала оставаться сложной. Было ясно, что гитлеровцы будут стремиться к реваншу за поражение под Сталинградом. В силу этого требовалась дальнейшая мобилизация всех сил советского народа для продолжения борьбы с фашистами, для укрепления духа нашей армии и воодушевления тружеников тыла. Художники-карикатуристы продолжали безупречно выполнять свой долг перед народом и страною.

Имя Кукрыниксов стало родным и близким миллионам людей, боровшихся за победу. В «Правду», в «Крокодил» приходили письма фронтовиков, самые ценные рецензии, которых Кукрыниксы когда-либо удостаивались. Они бережно хранят эти треугольники. Вот некоторые из них. Федор Васильевич Тюленев пишет: «Здравствуйте, дорогие наши художники Кукрыниксы! Мы получили «Фронтовую иллюстрацию». Там помещена ваша художественная работа «История с географией». Мы все, а нас немало, после удачного боя смотрели этот рисунок, и пришлось всем повеселиться. Посмеялись, и были разговоры, что нарисовано очень верно и справедливо». Юрий Пантелеевич Полуях сообщал: «Мы очень полюбили ваши рисунки, которые печатаются в наших газетах и журналах. Когда смотришь на ваши работы, так и хочется плюнуть в мерзкие хари фашистских палачей... И только сознание, что это является произведением сложного искусства, искусства карикатуры, удерживает от такого поступка». Еще один пожелтевший листок: «В нашей маленькой холодной землянке звучит смех. Это смеются бойцы, рассматривая карикатуры Кукрыниксов. Ваша работа доходит до нас, и за это вам спасибо». А вот наказ: «Работайте, работайте на благо нашей Родины. Ваши карикатуры доставляют нам особую радость».

Из действующей армии присылали сюжеты для карикатур, тексты подписей, просьбы о рисунках для фронтовой печати. Существовало ли в те времена для художников большее поощрение, чем эти драгоценные листки? Кукрыниксы чувствовали себя подлинно народными художниками, неотделимыми от ,,человека с ружьем», поднявшегося на ненавистного врага. Их образный художественный комментарий к гитлеровским поражениям и нашим победам в 1943 году поразительно страстен и убедителен. Они придумывали все новые сюжеты, не признавали штампов или облегченных решений, зная, что в каждой ситуации, в каждом событии заложены возможности для оригинальной трактовки.

В августе 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка работ Кукрыниксов. На афише три кисти в руках художников образовали подобие трех штыков, несущих гибель врагу. Основное место в экспозиции - их боевая сатира. Впервые была показана станковая серия графических шаржей на главарей фашистской Германии и их зарубежных приспешников.

Интерес к фигуре Гитлера не был у Кукрыниксов самодовлеющим. Фюрер в карикатурах Кукрыниксов всегда олицетворяет фашизм, агрессивный германский империализм, прусскую спесь, национальное чванство.

Вот почему Гитлер стал символом безумия, промахов и поражений рейха. Гитлер, оседлав Антонеску, мчится к морю по знаменитой одесской лестнице («На одесской лестнице»), он вместе с Геббельсом танцует «Эластичный краковяк» под Краковом, он же аккомпанирует испанскому диктатору («Испанский нейтралиТенор»).

В одной из карикатур («Конец игры») Кукрыниксы изобразили германский генштаб в роли незадачливых картежников. В соответствии с традициями офицерского собрания один из проигравших стреляется. На листе „У ворот Восточной Пруссии», где изображен Гитлер, протягивающий бинокль генералу с просьбой выяснить, далеко ли русский фронт, генерал отвечает:

- Настолько близок он, увы, Что я уже без головы!

Шашка советского воина сносит с плеч генеральскую голову.

Примечательно, что и в этом гротесковом рисунке Кукрыниксы объективно информируют читателей о складывающейся ситуации в верховном командовании германской армии - оно фактически было обезглавлено.

В 1944 году художники сделали несколько рисунков, знаменующих приближение развязки. Замечательный рисунок - «Пиковое положение». На игральной карте «король пик» - Гитлер, образца 1941 года, держит в качестве скипетра голову Муссолини, другая его рука покоится на глобусе. На второй половине карты показан Гитлер 1944 года, низвергнутый, лишенный сателлитов.

23 февраля 1945 года советский народ отмечал 27-ю годовщину Красной Армии и Военно-Морского Флота. Как мог встретить такой день фюрер? Кукрыниксы это знали. Гитлер прощается с генеральским мундиром, с железным крестом и прусской фуражкой («Ночь перед судом»). У него два варианта выхода из игры - побег (чемодан в руке) или самоубийство (гроб, увязанный ремнями). Третьего пути нет. Об этом говорят и обозначенные на карте стрелы ударов Советской Армии, нацеленные на Берлин.

Идея исторической справедливости, долгожданного возмездия движет работой Кукрыниксов в последние дни Великой Отечественной войны. «История с географией» - плакат, построенный по принципу: как было и как будет. В верхней части изображен Гитлер, вместо тела у которого - глобус.

Географическую сетку
Он превратить хотел в жилетку.
Чтобы на ней пестрел узор
Бесчисленных морей и гор.


Когда-то французский король Людовик XIV сообщил придворным: „Государство - это я!» Фюрер же претендовал на абсолютное обладание миром: он сам - глобус с рукой, поднятой в фашистском приветствии. Во второй части плаката Кукрыниксы предлагают проект содержания фашистского зверя в клетке, прутья которой повторяют форму параллелей и меридианов.

И сам попал он, точно в клетку,
В географическую сетку.
Ему из клетки не уйти.
Как зверь, сидит он взаперти.


Художники откликаются на финальную операцию войны рисунком „Поверженный Берлин». Над дымящимися развалинами Берлина развевается победный красный стяг. Его древко проникает вглубь и молнией бьет в темя Гитлера, скрывающегося в подземелье. „Поверженный Берлин» вызывает в памяти другое произведение, оказавшееся пророческим: мы имеем в виду первый плакат Великой Отечественной войны „Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где красный боец наносил удар по фашистской гадине, вторгшейся в пределы нашей Родины.

День Победы Кукрыниксы, говоря словами известной песни, ,,приближали, как могли». Сколько сделано рисунков, плакатов, листовок - более тысячи! Художники были солдатами, владевшими острым и эффективным оружием. Оно было универсальным по своей природе: их произведения вдохновляли воинов армии и тружеников тыла, проникали на территорию, оккупированную врагом, заряжали верой и надеждой граждан порабощенных стран Европы.

Советское правительство по достоинству оценило работу художников - они были награждены орденом Отечественной войны I степени.

 


© Международный Объединенный Биографический Центр

 
Сайт создан в системе uCoz