Родился 19 апреля
1902 года в деревне Берлевец Брянской области.
Трудовую деятельность начал в 1914 году в городе Николаеве рабочим.
После окончания рабфака (1923) и Кораблестроительного института
(1928) прошел на заводе имени Марти (город Николаев) путь от
мастера до главного строителя кораблей (1923-1935). В 1935-1939
годах И. И. Носенко - на руководящих постах на судостроительных
заводах Ленинграда (главный инженер, главный конструктор, директор
Балтийского завода). С октября 1939 года по май 1940 года -
1-й заместитель наркома, с мая 1940 года нарком судостроительной
промышленности. В Великую Отечественную войну одновременно (сентябрь
1941 - февраль 1942 года) - 1-й заместитель наркома танковой
промышленности СССР.
И. И. Носенко возглавил Наркомат судостроения в период, когда
шла выработка и реализация программы строительства большого
флота. Отрасль судостроения получила значительное развитие,
была проведена реконструкция Ленинградских и Николаевских судостроительных
заводов, велось строительство крупного завода морского судостроения
на Дальнем Востоке и на Севере, осуществлялась реконструкция
и создавались новые предприятия морского приборостроения и судового
машиностроения. Большое развитие получили научные исследования
и проектирование, созданы специализированные по классам кораблей
центральные конструкторские бюро и научно-исследовательский
институт. К началу войны предприятия судостроения передали военно-морскому
флоту 312 новых крупных и средних кораблей, в том числе 206
подводных лодок, 4 крейсера, 37 лидеров и эсминцев, 56 сторожевых
кораблей и базовых тральщиков, 8 речных мониторов, а так же
477 боевых катеров. Для народного хозяйства построено 4 мощных
ледокола и большое количество различных транспортных судов и
барж. Немалая заслуга в создании подводных лодок и надводных
кораблей принадлежит Б. М. Малинину, В. А. Никитину, И. А. Вудницкому
и другим.
Программа строительства на третью пятилетку (с 1937 по1942 гг.)
предусматривала строительство значительного числа подводных
лодок и надводных кораблей. В 1940 строилось около 270 кораблей
различных классов.
И. И. Носенко привнес в работу Наркомата глубокое видение проблем
судостроения, огромный опыт кораблестроителя, организаторские
способности руководителя государственного масштаба.
С началом войны работа отрасли была коренным образом перестроена.
Наркомат судостроения выполнял утвержденную ГКО программу в
сложнейших условиях. В самом начале войны были утрачены огромные
производственные мощности в бассейнах Балтийского, Северного,
Черного морей. Многие судостроительные заводы оказались в зонах
досягаемости вражеской авиации и даже артиллерии (Ленинград,
Сталинград, Севастополь). Тем не менее, преодолевая неимоверные
трудности, предприятия судостроительной промышленности во взаимодействии
с Военно-морским флотом (нарком Н. Г. Кузнецов) сумели выполнить
большой объем строительства и ремонта кораблей.
В результате оккупации западных и южных районов СССР, блокады
Ленинграда в 1941 году было потеряно 30% мощностей судостроения.
И.И. Носенко принял экстренные меры по эвакуации предприятий
и оборудования и развертыванию работы эвакуированных заводов.
В соответствии с решением правительства Наркомат сосредоточил
все силы на выполнении плана строительства подводных лодок (ПЛ),
эсминцев, тральщиков, боевых катеров - противолодочных, артиллерийских,
торпедных.
Советская судостроительная промышленность удовлетворяла нужды
флота и частично - армии. Со стапелей сходили торпедные катера,
подводные лодки, вспомогательные суда, средства обеспечения.
В годы войны было построено свыше 1 тысячи боевых кораблей и
катеров различных классов. Совершенствовалось вооружение, осваивались
новые технические средства, торпеды, различные типы мин, радиолокационные
и гидроакустические устройства.
В результате напряженного труда судостроителей в 1941-1945 годах
построено: 2 крейсера (типа "Максим Горький"), 20
эсминцев, 54 ПЛ, 15 больших охотников за ПЛ, 55 тральщиков,
свыше 600 боевых катеров.
Заводы отрасли выполнили аварийно-боевой, восстановительный
и плановый ремонты 3 линкоров, 7 крейсеров, 164 ПЛ, 25 лидеров
и эсминцев, 15 сторожевых кораблей, 200 базовых тральщиков,
344 малых корабля. Кроме того, на заводе "Красное Сормово"
в городе Горький (город Нижний Новгород) при непосредственном
курировании И. И. Носенко выпущено 12 тыс. танков.
Улучшение боевых качеств кораблей, рост мастерства военных моряков
увеличивали эффективность боевой деятельности флота. Так, если
в 1941 году на 1 погибшую подводную лодку приходился один уничтоженный
вражеский корабль, то в 1945 - 30 кораблей.
Деятельность наркомата судостроительной промышленности и его
руководителя И. И. Носенко способствовали не только скорейшему
достижению победы, ни и заложили основы и условия для послевоенного
строительства и функционирования Советского океанского, в том
числе, атомного флота. Уже в 1944, а более активно в 1945 году,
разработана и начала реализовываться первая десятилетняя судостроительная
программа страны.
В послевоенное время И. И. Носенко руководил различными отраслями
промышленности СССР: в 1947-1950 годах - министр транспортного
машиностроения, в 1950-1954 годах - 1-й заместитель министра
судостроения, в 1954-1956 годах возглавлял Министерство среднего
машиностроения (атомной энергетики). Принимал деятельное участие
в разработке и осуществлении программы оснащения флота кораблями,
отвечавшими по своим качествам требованиям того времени и изменившемуся
стратегическому положению СССР.
Кандидат в члены ЦК КПСС (с 1941 г.). Депутат Верховного Совета
СССР IV созыва.
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Нахимова I степени,
тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной
Звезды, и "Знак Почета".
Урна с прахом И. И. Носенко захоронена в Кремлевской стене.